Средневековый мир - экхарт иоганн
Связанные словари
Экхарт иоганн
(ок.1260—1327) — философ-мистик, монах-доминиканец, церк. деятель. Учился в Парижском ун-те. В 1303—1311 гг. — провинциальный приор ордена в Саксонии; с 1311 г. — профессор в Париже, с 1313 г. — в Страсбурге и с 1320 г. — учитель чтения в Кёльне.
Автор проповедей и трактатов, которые сохранились в основном в записях учеников. Главная тема его размышлений: Божество — безличный абсолют, стоящий за Богом. Божество непостижимо и невыразимо, оно есть «полная чистота божественной сущности», где нет никакого движения. Через свое самопознание Божество становится Богом. Бог есть вечное бытие и вечная жизнь.
По концепции Э., человек способен познать Бога, поскольку в человеч. душе есть «божественная искорка», частица Божества. Человек, приглушив свою волю, должен пассивно предаться Богу. Тогда душа, отрешенная от всего, вознесется до Божества и в мистическом экстазе, порывая с земным, сольется с божественным. Блаженство зависит от внутренней самодеятельности человека.
Ортодоксальное христианство не могло принять концепцию Э. В 1329 г. папская булла объявила 28 положений его учения ложными.
Э. дал определенный импульс развитию нем. мистики, предвосхитил идеалистич. диалектику Гегеля, сыграл большую роль в становлении литературного нем. языка. Он — учитель И. Таулера и Г. Сузо. Ему многим обязан Лютер.
Лит.: Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999