Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - гус ян

Гус ян

(1371-1415) чеш. проповедник, идеолог чеш. Реформации, профессор богословия в Пражском (Карловом) ун-те, мыслитель, нац. герой чехов. Родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусинец (Юж. Чехия). Закончил Карлов ун-т (1393), в 1396 г. стал магистром свободных искусств и доктором философии, что дало ему право преподавать в ун-те. С 1398 г. преподавал богословие в Пражском ун-те. В 1401— 1402 гг. Г. — декан фак. свободных искусств, в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. — ректор ун-та. Оставаясь профессором, Г. с 1402 г. стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформационных идей. Г. был знаком с сочинениями Виклифа, привезенными в Чехию его другом Иеронимом Пражским из Оксфорда, и открыто объявил себя сторонником его учения, запрещенного в Чехии. В проповедях он выступал против церк. богатства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы церкви, осуждал симонию, выступал против нем. засилья в Чехии, в частности в Пражском унте. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церк. земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Г. отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к «дешевой» церкви. В конфликте с нем. магистрами Пражского ун-та, выступившими против идей Г., король Вацлав IV стал на его сторону и в 1409 г. подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский ун-т в чеш. учеб. заведение; руководство унтом перешло в руки чехов, нем. магистры его покинули. Но Пражский ун-т из международного центра превратился в провинциальное учеб. заведение. 1409—1412 гг. — время полного разрыва Г. с католич. церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Виклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церк. соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Г. была раннехристиан. церковь. Источником веры Г. признавал только Священное писание. К 1410—1412 гг. положение Г. в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ. В 1412 г. Г. выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшимся дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 г. появилась булла с отлучением Г. от церкви и интердиктом на Прагу и др. города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Г. вынужден был покинуть Прагу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповеднич. деятельность в Юж. и Зап. Чехии. В изгнании Г. написал свою главную работу — большое соч. «О церкви» (1413), в котором критиковал всю организацию католич. церкви и церк. порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что необходимо лишить священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования. Но он не отвергал догматы и таинства католич. церкви и не призывал к уничтожению феод, собственности насильственным путем. Основным принципом считал познаваемый разумом «закон Божий», которым обязан руководствоваться каждый человек. Кроме того, Г. подверг резкой критике существовавшую практику причастия, когда священнослужители могли причащаться хлебом и вином, а миряне должны были довольствоваться только хлебом. Он доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с др. слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Г. начали причащать простой народ и вином. В эти же годы Г. завершил перевод Библии на чеш. язык.

В учении Г. церковь увидела опаснейшую ересь, и в 1414 г. он был вызван в нем. город Констанц на церк. собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в церкви и осудить ереси. Г., получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил ехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключен в тюрьму, в которой провел 7 месяцев. Затем ему предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 г. Г. привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Г. произнес «Не отрекусь!», был лишен сана священника и сразу же казнен. Прах Г. был выброшен в воды Рейна. Казнь Г. всколыхнула чеш. общество и вызвала взрыв возмущения, вылившийся в гуситское движение. Г. был объявлен чеш. святым. Участь Г. в 1416 г. постигла и его друга Иеронима Пражского.

Лит.: Гусакова Н.А. «Я выбираю не между жизнью и смертью, а между правдой и ложью» // И живы памятью столетий. Мн., 1987; Краткая история Чехословакии. М., 1988; Кратохвш М. Я. Гус. М., 1959; Кратохвш М. Магистр Ян. Прага, 1966; Рубцов Б.Т. Ян Гус. М., 1958.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гус ян
Значение слова гус ян
Что означает гус ян
Толкование слова гус ян
Определение термина гус ян
gus yan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины