Средневековый мир - католическая церковь
Связанные словари
Католическая церковь
К концу Раннего Средневековья в к.ц. установилось строгое единоначалие папы римского, считающегося наместником Иисуса Христа и главы апостолов Петра на земле (по церк. традиции, он был первым епископом Рима). Будучи духовными главами католиков, папы с 756 г. стали и светскими правителями собственного государства в Сред. Италии. Подчинив себе другие зап. церкви, рим. папы унифицировали в зап. христианстве догматику, культ, организационную структуру по образцу рим. церкви. Основные догматы, богослужение и обряды в к.ц. такие же, как и в православной. Главные особенности к.ц. в вероучении — это добавление к символу веры филиокве (см. Спор о филиокве), догмат о чистилище (принят уже после разделения церкви). Признавая, как и православная церковь, источником вероучения Священное писание (Библию) и Священное предание, к.ц. к последнему относит не только труды «отцов церкви» и решения первых семи вселенских соборов, но и решения последующих католич. соборов и постановления пап. В обеих церквах главным богослужением является литургия, но существуют некоторые различия в порядке ее совершения. К.ц. признает те же семь таинств, но имеет ряд отличий в их отправлении (напр., католики крестят окроплением водой, православные — окунанием, хлеб для причащения у православных квасной, у католиков — опресночный). К.ц. больше внимания уделяет поклонению Деве Марии. Все католич. духовенство обязательно должно соблюдать целибат (XI в.). Только в к.ц. монахи объединены в монашеские ордены. Вторая по значимости в иерархии к.ц. должность кардинала в православии отсутствует. Единственным богослужебным языком к.ц. в Средневековье была латынь.
В отличие от православной (византийской) церкви, строго подчиненной императорской власти, к.ц. в средние века нередко играла самостоятельную полит, роль, особенно в условиях феод, раздробленности Зап. Европы. Уже в Раннем Средневековье к.ц. стала одним из крупнейших феодалов. По ряду подсчетов, ей принадлежало до трети всей обрабатываемой земли в Зап. Европе. Так, бенедиктинский монастырь в Фульде (Германия) имел более 250 тыс. га земли, Сен-Жерменский монастырь (Франция) — более 100 тыс. зависимых людей. Еще Карл Мартелл использовал церк. земли для проведения бенефициальной реформы. Вовлечение духовенства и монашества в светскую систему сюзеренитета — вассалитета (напр., распоряжение Карла Великого епископам и аббатам поставлять в королев, войско определенное число рыцарей-вассалов), обогащение их верхушки (что вело к утрате авторитета к.ц. в обществе) вызвали ответную реакцию в виде клюнийского движения. Это привело к столкновению папства с королев, властью, прежде всего из-за порядка введения в должность епископов и аббатов. Наиболее острым был конфликт между папой римским Григорием VII и герм, королем Генрихом IV. В период феод, усобиц в Зап. Европе к.ц. пыталась ограничить их размах и приносимый ими ущерб обществу, принимая постановления о Мире Божьем и Божьем перемирии. Правда, существенного эффекта они не дали. Выступив организатором кровавых войн против иноверцев — мусульман (см. Крестовые походы), папство способствовало оттоку на Восток из Европы наиболее опасных анархичных слоев общества. В условиях полит, раздробленности папство в XIII в. достигло зенита своего могущества, когда многие европ. монархи признавали свою вассальную зависимость от рим. пап, а позиция и воля последних во многом определяли полит, ситуацию в Европе. Создание сильных централизованных государств (прежде всего Англии и Франции) привело к упадку полит, могущества папства, что отчетливо показали так. наз. авиньонское пленение пап и последующий «Великий раскол» в кц. (1378-1414). В XV в. в Англии и Франции фактически сложились свои национальные церкви, которые подчинялись не столько рим. папам, сколько своим королям.
КЦ. сыграла огромную роль в культ, развитии Европы, особенно в Раннем Средневековье. Почти все известные деятели культуры Раннего Средневековья (Григорий Турский, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный и др.) — духовные лица. Среди архитектурных шедевров Средневековья господствовали здания соборов и монастырей. В живописи преобладали религ. сюжеты. При монастырях и церквах действовали школы. Вместе с тем к.ц. ревностно боролась с инакомыслием; жертвами этой борьбы пали многие ученые, мыслители, деятели культуры. Консервативная модель мира и человека в мире, насаждаемая к.ц., в конце Средневековья вызвала оппозицию в виде гуманизма.
Лит.: Лiнч Дж. Середньовiчна церква. Киiв, 1994; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999