Средневековый мир - кодекс
Связанные словари
Кодекс
Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в. иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью — смыть их практически было невозможно. Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест). При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в. — красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).
Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование). Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к. связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги — свитки и восковые таблички. С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич. пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола. Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список — каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс. Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров. Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999