подложный документ, представляющий собой
эдикт рим. императора Константина I (нач. IV в.) тогдашнему папе Сильвестру. В действительности был составлен зап. богословами по поручению одного из пап (возможно, Николая Г) в сер. VIII в. В «К.д.» повествуется (в манере, не присущей императорским распоряжениям) о том, что Константин заболел проказой, и никакие лекари не могли излечить эту болезнь. И тогда языч. жрецы уверили императора, что осталось единственное средство — купель из крови Детей. Едва были собраны дети, как Константина охватила безмерная жалость к ним, и
он отпустил их домой. Ночью у императора было видение — к нему явились
апостолы Петр и Павел и посоветовали обратиться к епископу Рима Сильвестру, который его излечит. Константин принял крещенскую купель от Сильвестра и сразу выздоровел. В благодарность за излечение император постановил, что отныне папа римский Сильвестр должен владычествовать над всей христиан, церковью, в том числе главенствовать над епископами Антиохии, Александрии, Константинополя, Иерусалима. Кроме того, Константин объявил, что за собой он оставляет вост. часть империи, а рим. папы получают Рим, Италию и «области Запада».
Непосредственным поводом к появлению «К.д.» послужило создание Папского государства в результате пожалования Пипином Коротким земель Сред. Италии (юридически принадлежавших визант. императорам). Из содержания «К.д.» вытекало, что папы вернули себе лишь незначительную часть земель, принадлежавших им «по праву» с нач. IV в. В дальнейшем «К.д.» активно использовался папством для подкрепления своих теократич. амбиций. Сомнения в подлинности «К.д.» высказывал еще Арнольд Брешианский, а в XV в. гуманисты Николай Кузанский и Лоренцо Валла доказали его подложность.
Лит.: Лозинский СТ. История папства. М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999