Средневековый мир - леонардо да винчи
Связанные словари
Леонардо да винчи
В 1482 г. по приглашению фактич. правителя Милана Лодовико Сфорца Л. да В. переехал в Милан. Работал прежде всего как воен. инженер, писал «Трактат о живописи», занимался наукой, архитектурой и скульптурой. В Милане им была создана глиняная модель памятника Франческо Сфорца (отца Лодовика), разрушенная фр. солдатами в 1499 г.; написаны «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») (1483—1494) с использованием знаменитого леонардовского сфумато (тончайшей светотени), «Мадонна Литта» (1490—1491); фреска «Тайная вечеря» в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие (1495—1497) — главная живописная работа этого периода. Эта огромная стенная роспись (4,6x8,8 м) стала событием в худож. жизни Италии, но, выполненная темперой, она уже при жизни художника стала постепенно разрушаться.
Миланский период — самый плодотворный в творчестве мастера — продолжался до 1499 г. Л.да В. стал самым знаменитым художником Италии. Он покинул занятый французами Милан и после непродолжительного пребывания в Мантуе и Венеции в 1500 г. вернулся во Флоренцию, где некоторое время работал как воен. инженер у Чезаре Борджа. В 1502 г. Л.да В. получил от флорентийской синьории заказ на роспись стены Зала совета во дворце Палаццо Веккьо на сюжет «Битва при Ангиари»; на др. стене Микеланджело должен был исполнить «Битву при Кашина». Но оба художника сделали только подготовительные картоны.
В 1503—1506 гг. Л. да В. создал самый знаменитый портрет в истории мировой живописи — портрет Моны Лизы («Джоконда»), супруги флорентийского купца Франческо ди Джоконде С 1506 г. начался период очередных скитаний: сначала Милан (1506), затем Рим (1513); в 1516 г. Л. да В. переселился во Францию, где в замке Клу (ок. Амбуаза) провел последние годы жизни.
Л. да В. не оставил большого числа живописных работ: он работал над своими произведениями как ученый-исследователь, считая живопись наукой и дочерью природы; утверждал, что «хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души». В «Трактате о живописи» (1498) Л. да В. как теоретик искусства настаивал на необходимости изучения линейной и воздушной перспективы, анатомии и т.д. Как инженер он высказал ряд гениальных гипотез и оставил ряд проектов механизмов, станков, летательных аппаратов, аппаратов для ирригации и т.п. Л. да В. одним из первых обосновал идею познаваемости мира посредством разума и ощущений, высказал догадку о том, что Земля — лишь одно из небесных тел и не является центром Вселенной.
Лит.: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955; Леонардо да Винчи. Избранные отрывки из литературного наследства // Мастера искусства об искусстве. Т. 2. Эпоха Возрождения / Под редакцией А. А. Губера, В.Н. Гращенкова. М., 1966; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. М., 1970; Гуковский МЛ. Леонардо да Винчи. М., 1967; Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М., 1969; Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М, 1952.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999