Средневековый мир - монашество
Связанные словари
Монашество
Христиан. м. зародилось еще в эпоху античности в вост. провинциях Рим. империи (Египет, Сирия, Палестина). Вначале это было движение отшельников (анахоретов). Наиболее известные из них — Павел Фивейский и Антоний (III в.). Со временем, когда отшельники стали группироваться вокруг наиболее авторитетных своих представителей, возникло общежитийное (киновитийное) м. Основателем этой формы м. считается св. Пахомий, создавший первую монашескую общину в 323 г. в Египте и написавший первый монашеский устав. М. зародилось не в среде духовенства, а среди мирян. Приверженцы м. стремились подражать идеалам первоначального христианства и буквально выполнять заповеди Иисуса Христа. Многие исследователи склонны видеть в начальном м. своеобразный протест против союза церкви и императорской власти. Первые монахи были почти поголовно неграмотны (в основном это бывшие сельские жители), теологич. и филос. искания были им чужды. М. привнесло в христианство много примитивных религ. представлений (о демонах, искушениях Сатаны и т.п.). Из-за своего необычного образа жизни, выглядевшего идеалом святости, монахи пользовались огромной популярностью у верующих. В своем влиянии на мирян м. составило серьезную конкуренцию духовенству. Епископату понадобилось несколько веков, чтобы поставить м. под свой контроль.
Подлинным идеологом м. был Василий Кесарийский (IV в.). Он сформулировал правила жизни для монахов, которыми православное м. руководствуется до сих пор. Главный акцент в правилах Василия сделан на общности жизни и имущества монахов; послушание доведено до полного самоотречения ради общины, но аскетизм Василия умерен и доступен для многих. Уже в его время наблюдался рост культурного уровня м. С IV в. монастыри активно включились в гуманитарную деятельность: они распоряжались гостиницами, больницами, приютами для детей и стариков и т.д. За это монастыри получали множество дарений от государства и богатых набожных людей и налоговые льготы. Множество крестьян, спасаясь от разорения, отдавались вместе со своей землей в зависимость от монастырей. Принцип обеспечения м. за счет собственного труда отмирал, что не согласовывалось с обетом бедности. Выход был найден путем объявления имущества монастырей собственностью всей общины при сохранении индивидуального обета бедности каждого монаха. Многие средневековые монастыри были крупными землевладельцами.
В Зап. Европе м. появилось позже, чем на Востоке. Огромная роль в организации монашеской жизни на Западе принадлежала Бенедикту Нурсийскому, создавшему монашеский устав и первый монашеский орден. В дальнейшем в католич. церкви возникло множество др. монашеских орденов, чего не было в православии.
Средневековое м. наряду с духовенством было самым образованным сословием общества. Монастыри являлись настоящими очагами культуры и образования. Из среды м. вышло немало известных средневековых ученых. М. сыграло существенную роль как в религ., так и в общественной жизни средневековой Европы. В руках м. находилась инквизиция, оно активно участвовало в организации и проведении крестовых походов.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999