Средневековый мир - вальденсы
Связанные словари
Вальденсы
Среди в. преобладали ремесленники и крестьяне. Все вступавшие в секту давали обеты бедности и целомудрия. В. считали римско-католич. церковь установлением зла, отвергали иерархию духовенства. Они создали собственную церковь с выборными епископами, отрицали таинства, вместо католич. богослужений создали свои, отвергали иконы, крест, крестное знамение. Социальный протест низших слоев общества нашел свое выражение в отрицательном отношении в. к физ. труду. В. осуждали церк. землевладение, накопление богатств феодалами, утверждали, что всякий человеч. суд запрещен Богом. Среди в. были и радикалы, и умеренные, в секте произошло несколько расколов. Серьезный удар по ереси нанес крестовый поход против альбигойцев 1209—1229 гг. Однако в. появились и в Италии, и в Германии, и в Чехии. В Швейцарии и Италии и ныне существуют небольшие группы последователей этого учения.
Лит.: Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII начале XIV века. М., 1986.
(Доп.) (позднелат. Valdenses, Pauperes de Lugduno)
(Лионские бедняки), религиозная секта, участники средневекового еретического движения XII—XIII веков, возникшего во Франции и распространившегося в Западной Европе. Вальденсы отрицали право католической церкви иметь собственность, собирать налоги, не признавали власть пап, отрицали таинства. Подвергались жестоким преследованиям.
Основатель движения — купец Пьер Вальдо, основавший в 1176 году общину «совершенных». Вальдо заказал для себя перевод некоторых мест из Библии на романском языке, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имение нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первобытную чистоту христианских нравов. С толпой приверженцев он отправился на проповедь евангелия. Так как секта его отвергала собственность, то получила название pauperes de Lugduno (лионские нищие).
Ломбардские вальденсы слились в Милане с существующими уже там раньше гумилиатами (нищие духом), названные так за свое смирение. Нисколько не думая отлучиться от церкви, они тем не менее пришли с нею в столкновение вследствие провозглашения ими свободы чтения Библии и мирской проповеди, а позднее также вследствие учения о таинствах. Папа Луций III отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латерантском соборе 1215 года. Все это однако не помешало вальденсам распространиться по Италии, Франции и Богемии. Из Франции они направились главным образом по южным склонам котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи до сих пор служат главным приютом вальденсов.
Несмотря на свои чисто евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII века. Папа Сикст V объявил против них даже крестовый поход. Во время Реформации многие вальденсы пристали к новому учению. Преследование их продолжалось; так, в 1545 году, в одном Дофинэ было истреблено около 4000 вальденсов; в 1685 году французские и итальянские войска убили 3000 вальденсов, взяли в плен 10000 и разместили 3000 детей по католическим монастырям. Благодаря заступничеству протестантских держав, в особенности Пруссии, король Сардинский Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу, вместе с гражданскими правами. В 1883 году во всей Италии было не больше 14866 вальденсов. Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 году 3 профессоров и 17 студентов.
Синод вальденсов состоит из духовенства и мирян, собирается поочередно в Пьемонте, в одной из альпийских долин — Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, и образует высшую законодательную власть. Основную массу вальденсов составляют ремесленники и крестьяне. Некоторые общины вальденсов, несмотря на жестокие преследования, сохранились и в XX веке (в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999