Поиск в словарях
Искать во всех

Юридический словарь - социологическая школа вуголовном праве

Социологическая школа вуголовном праве

сформировалась в последней четверти XIX в.почти одновременно с антропологической школой уголовного права и была тесно с нею связана. Сторонники обеих школ выступали с критикой разработанных в рамках "классической" школы основных принципов и институтов уголовного права и процесса, которые нашли свое воплощение в уголовном законодательстве стран Запада. Объяснения причин преступности, предлагавшиеся сторонниками С.ш. в у.п., включили многие из положений, выдвинутых "антропологами". а предложения сторонников обеих школ в сфере реформы уголовного законодательства во многом совпадали, хотя и в этой области меры. предлагаемые "социологами".отличались значительно большим разнообразием. Нередко обе школы рассматривались как единая "позитивная школа уголовного права", а ныне признаются одним "антрополого-социологическим направлением".

Ведущими теоретиками С.ш. в у.п. были германский криминалист Ф.Лист, бельгийский А. Принс и голландский Ж. Ван Гамель. К этой школе примыкали французские социологи и криминалисты (Г. Тард, А. Лакассань и др.). сосредоточившие свое внимание на проблемах причин преступности. Со временем на позиции "социологов" перешли и некоторые "антропологи":наиболее известный из них Э. Ферри. Сторонники С.ш. в у.п. были как в странах Западной Европы, так и в США, Японии, РОССИИ нар.

С.ш. в у.п. включала сторонников весьма различных подходов к трактовке причин преступности и к выработке программ реформирования традиционных принципов и институтов уголовного права и процесса. Общепризнанным положением С.ш. в у.п. было учение о так называемых "факторах преступности". Преступление, с позиций "социологов", представляет собой результат взаимодействия трех групп факторов: индивидуальных (к ним относятся физические данные и психические свойства личности, возраст, пол. семейное положение и др.). физических (географические, климатические и почвенные условия, времена года и т.п.) и социальных (принадлежность к той или иной социальной группе, род занятий, условия жизни в городе или деревне, жилищные условия, влияние на преступность безработицы,алкоголизма, проституции и т.д.). Некоторые "социологи" рассматривали преступность как результат взаимодействия двух групп факторов: индивидуальных и социальных, поскольку они считали, что погодные условия и прочие физические факторы влияют на преступность лишь опосредованно, через индивидуальные или социальные факторы. При этом решающее значение "социологи" в отличие от "антропологов" придавали факторам социального плана. Со временем отдельные "социологи" открывали все новые и новые факторы преступности этой категории (например, устанавливалась зависимость числа совершенных преступлений от колебаний цен на хлеб или другие продукты первой необходимости).

Перечисление многочисленных социальных факторов преступности, число которых измерялось десятками и которые обычно трактовались как якобы равнозначные по своему воздействию на преступность, по существу заменяло ответ на вопрос, каковы все же решающие, коренные причины преступности как социального явления. Вместе с тем "социологи" игнорировали сложнейший процесс формирования преступного поведения, участие в нем сознания человека.

По вопросу о причинах преступности обнаружились весьма серьезные расхождения между сторонниками различных течений внутри С.ш. в у.п. В частности. представители так называемого "левого крыла" этой школы, по большей части "умеренные" социалисты по своим убеждениям (итальянцы Турати и Ко-лаянни, голландец Бонгер). выдвигали на первый план значение экономических факторов преступности и в отличие от большинства "социологов" полностью отрицали влияние "антропологических" факторов.

Сторонники различных течений внутри С.ш. в у.п. предлагали и свои системы мер по предупреждению преступности. В большинстве случаев такие меры носили весьма ограниченный характер.

В частности, программа, предложенная Принсом, занимавшим пост генерального инспектора бельгийских тюрем, предусматривала учреждение бирж труда, содействие эмиграции, покровительство брошенным детям, заботу о стариках, больных и инвалидах, возложение на местные общины заботы о бедных и т.п. В программе, предложенной Лакасса-нем. говорилось о воздействии на среду, способствующую появлению преступников (он называл ее бульоном, в который попадает микроб), путем так называемой "социальной профилактики", а именно посредством борьбы с нищетой, алкоголизмом, распространением сифилиса и туберкулеза и т.п. Наконец, некоторые "социологи" предлагали разработать систему мер, непосредственно направленных на превенцию определенных категорий преступлений: например, организацию публичных работ в голодные годы или холодные зимы как средство против воровства, "правильную" организацию проституции как средство против половых преступлений.

Важнейшее место в учении С.ш. в у.п. наряду с теорией факторов преступности занимал тезис о лицах, находящихся в "опасном состоянии". Согласно этому тезису существуют определенные категории людей, чья личность под влиянием факторов преступности оказалась в "опасном состоянии", а поскольку эти лица представляют угрозу для "безопасности общества", оно должно постараться выявить их до того, как они совершат преступление, и заранее "обезвредить". Эту же идею отстаивали и многие представители антропологический школы, однако на первое место у них выступали лица. обнаружившие наследственную предрасположенность к преступной деятельности.

В свою очередь сторонники различных течений в С.ш. в у.п. по-разному отвечали на вопрос, кого именно следует относить к лицам, находящимся в таком состоянии. Например, французский криминалист Гарро относил к ним три категории лиц: те, кто опасен в силу своего психического состояния (сумасшедшие и полусумасшедшие): те, кто опасен в силу своих предшествующих судимостей (рецидивисты), и, наконец, те. кто опасен в силу своего образа жизни (бродяги, нищие, сутенеры, жулики). Идея "опасного состояния", поскольку она допускала возможность применения репрессии к лицам, не совершившим преступления. разделялась не всеми сторонниками С.ш. в у.п. В частности, от нее решительно отмежевались те, кто примыкал к "левому крылу" этой школы.

Исходя из концепции "опасного состояния личности", большинство "социологов", как и "антропологи", требовали осуществить реформу уголовного права и процесса, построенных на принципах "классической" школы: они объявили их безнадежно устаревшими и не соответствующими реальным условиям борьбы с преступностью. В противоположность "классикам" они требовали перенести центр тяжести уголовной репрессии с "деяния" на "деятеля",считая. что отныне основания и пределы уголовной ответственности должны определяться не характером и тяжестью совершенного деяния, а тем,каково состояние личности "настоящего" или "будущего" преступника. При такой постановке вопроса факт совершения кем-либо преступного акта выступал лишь в качестве "симптома" опасного состояния личности. В работах сторонников различных течений внутри С.ш. в у.п. предлагалось заменить традиционную классификацию составов преступления различными классификациями преступников в зависимости либо от степени опасности личности, либо от причин, породивших ее "опасное состояние".В частности, некоторые "социологи" предлагали разделить всех преступников на две большие группы: "случайных" (совершивших преступление в силу внешних причин) и "хронических" (совершивших его в силу глубоко укоренившихся свойств личности), и первых из них судить по УК и пытаться исправить, а вторых постараться "обезвредить", не считаясь с тем. какую именно статью особенной части УК они нарушили. Нередко предлагавшиеся "социологами" классификации преступников носили компромиссный, "биосоциологический" характер: в них предлагалось выделять "прирожденных" преступников, опасных душевнобольных, "привычных" преступников-рецидивистов, лиц, совершивших преступления "по страсти" или в результате неблагоприятной жизненной ситуации.

Сторонники С.ш. в у.п. отвергали "классический" принцип индивидуальной вины правонарушителя, степень которой, по их утверждению, не подлежит точному измерению, хотя закон и требует этого от суда. Для них гораздо важнее была степень "потенциальной" опасности, которую представляла собой личность преступника. Отвергая принцип вины, "социологи" предлагали отказаться и от иных традиционных институтов общей части уголовного права: соучастия, покушения на преступление и др., и отныне не обращать внимания на различия между видами соучастников или стадиями преступной деятельности, поскольку, скажем, преступление, не удавшееся по чистой случайности, обнаруживает такую же степень "опасности" правонарушителя, что и оконченное преступление, а пособник порою оказывается значительно опаснее непосредственного исполнителя.

Традиционную систему уголовных наказаний, назначаемых виновному в зависимости от тяжести совершенного им преступления,"социологи" предлагали заменить или дополнить системой "мер безопасности", имеющих целью защиту общества от преступников. В частности, к преступникам-рецидивистам, даже совершившим незначительные преступления, они предлагали применять особые "меры безопасности" в виде продленных сроков тюремного заключения или пожизненной ссылки. чтобы гарантировать общество от новых преступных посягательств с их стороны.

Радикальным реформам "социологи" предлагали подвергнуть и систему уголовного процесса, сложившуюся в странах с демократическими режимами. Они считали необходимым отказаться от общепринятого состава суда и от традиционных форм судебного разбирательства и назначения наказаний. Основанием для такого рода требований служил значительный рост преступности .в последней четверти XIX в. и обнаружившаяся неспособность государственных органов справиться с ним в рамках традиционных норм уголовного права и процесса. Согласно предложениям "социологов" состоящий из профессиональных судей и присяжных заседателей суд должен был быть заменен комиссией экспертов, способных оценить степень "социальной опасности" подозреваемого. Такими экспертами предлагалось считать социологов, психологов, психиатров, специалистов в области пенитенциарии, но никак не юристов.

Взглядам сторонников С.ш. в у.п. соответствовала система "неопределенных приговоров", которая начала применяться в США в 70-х гг. XIX в. (ныне она лежит в основе действующих там правил назначения наказаний). По этой системе суд должен предписывать только минимальные или максимальные сроки лишения свободы, либо и те и другие, а отпускать заключенного на свободу должна была лишь соответствующая комиссия при условии, что он больше не представляет "угрозу для общества". В частности, голландский криминалист Ван Гамель считал, что "неисправившихся" заключенных ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать на свободу.

Наряду с требованиями,направленными на усиление репрессий, сторонники С.ш. в у.п. предложили и целый ряд мер гуманного характера: введение судов по делам несовершеннолетних, широкое применение условного осуждения и условного досрочного освобождения, отказ от краткосрочных тюремных приговоров как результат признания вредного воздействия тюрем. Реализация предложенных мер должна была сделать уголовную репрессию более гибкой,эффективной и в то же время "экономной".

Многие из указанных мер гуманного характера со временем нашли отражение в законодательной практике государств Европы и США. Напротив, идеи "опасного состояния" личности, применения "мер безопасности" и другие концепции С.ш. в у.п., призванные разрушить традиционные институты уголовного права, первоначально нашли отражение в законодательстве лишь тех государств. которые не отличались суровым политическим режимом. В частности, УК Норвегии 1902 г. допускал возможность признания осужденного "особенно опасным" для общества или граждан и разрешал содержать его в тюрьме после отбытия наказания еще в течение 15 лет. Аналогичные положения были включены вУК Дании 1930г. и в УК ряда латиноамериканских государств (УК Кубы 1935 г. получил название Кодекса социальной защиты).

Сторонниками С.ш. в у.п. в 1889 г. был создан Международный союз криминалистов (МСК), конгрессы которого проводились до первой мировой войны, а с 1924 г. возобновились и продолжают проводиться под эгидой Международной ассоциации уголовного права (МАУП), объединяющей криминалистов из многих стран мира. С 1881 г. издается основанный сторонниками С.ш. в у.п: во главе с Листом "Журнал общей уголовно-правовой науки" ныне одно из наиболее авторитетных изданий в области уголовного права и сравнительного правоведения. Как и конгрессы МАУП, публикации этого журнала свидетельствуют о том, что взгляды большинства современных криминалистов трудно отнести к какой-либо определенной школе ,в уголовном праве.

В конце XIX начале XX в. С.ш. в у.п. насчитывала немало сторонников в России. Труды некоторых из них (Духов-ского, Фойницкого) даже несколько опередили первые публикации "социологов" на Западе.

Влияние идей С.ш. в у.п. сказалось и на первых этапах развития советского

уголовного законодательства. Так, в "Руководящих началах по уголовному праву" 1919 г. решающее значение придавалось не тяжести совершенного преступления, а опасности преступника. В "Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик" 1924 г. и в последующих законодательных актах , изданныхдо 1934г., вместо "наказания" использовался термин "меры социальной защиты". Возвращение ктермину "наказание" сопровождалось лишь усилением репрессий и произвола карательных органов.

Лит.: Ге р це н з о н А.А. Введение в советскую криминологию. М.. 1965, Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1970;

Решетников Ф.М. "Классическая" Школа и антрополого-социологическое направление в уголовном праве. М., 1985.

Решетников Ф.М.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое социологическая школа вуголовном праве
Значение слова социологическая школа вуголовном праве
Что означает социологическая школа вуголовном праве
Толкование слова социологическая школа вуголовном праве
Определение термина социологическая школа вуголовном праве
sociologicheskaya shkola vugolovnom prave это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):