Поиск в словарях
Искать во всех

Политический словарь - данилевский николай яковлевич (1822-1885)

Данилевский николай яковлевич (1822-1885)

философ, публицист, естествоиспытатель. В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (18691871). Данилевский создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование " теория культурно-исторических типов". Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как "божий кнут" способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории.

Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций. В работе "Россия и Европа" Данилевский насчитывает десять "полноценных" культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдёйский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский) 10)романо-германский (европейский).

По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип славянский более высокий, чем все предыдущие. Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

Если европейская цивилизация оказалась двусоставной творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская будет трехили даже четырехсоставной творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем главным образом в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка).

В центре геополитической концепции Данилевского были: идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как "солнце славянства". Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать "третьим Римом" в образе "славянско-православного Рима". Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянскоправо-славных государства русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое) и одно югославское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорватско-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершение всего ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое данилевский николай яковлевич (1822-1885)
Значение слова данилевский николай яковлевич (1822-1885)
Что означает данилевский николай яковлевич (1822-1885)
Толкование слова данилевский николай яковлевич (1822-1885)
Определение термина данилевский николай яковлевич (1822-1885)
danilevskiy nikolay yakovlevich (18221885) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):