Художественная энциклопедия - абстрактное искусство
Связанные словари
Абстрактное искусство
Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма, вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне (эксперименты группы "Стиль" и "Баухауза"), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, А. Певзнера и Н. Габо). Группа советских художников (Татлин, Л. С. Попова и др.), видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и дизайне. Несколько групп абстрактного искусства ("Конкретное искусство", 1930; "Круг и квадрат", 1930; "Абстракция и творчество", 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом "чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний. В 50-х гг. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству в художественной жизни. В 60-х гг. как один из вариантов абстрактного искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями, обращающимися к предмету и изображению.
Абстрактное искусство. В. В. Кандинский. "Восток". 1913. Городской музей. Амстердам.
Литература: А. Стойков, Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; В. С. Кеменов, Против абстракционизма, 2 изд., Л., 1969; А. К. Лебедев, К спорам об абстракционизме в искусстве, 5 изд., М., (1970); Модернизм. Анализ и критика основных направлений, (3 изд.), М., 1980; Ballo G., Origini dell'astrattismo. 1885-1919, Mil., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)