Художественная энциклопедия - мондриан
Связанные словари
Мондриан
(mondrian) Питер Корнелис (1872, Амерсфорт, близ Утрехта – 1944, Нью-Йорк), голландский художник, один из основоположников абстракционизма, создатель теории неопластицизма. Учился в Академии художеств в Амстердаме (1892—97).
До 1911 г. писал традиционные реалистические пейзажи. После знакомства с кубистами начал создавать композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей весь холст пространственной сетки. В 1914 г. появились первые полностью беспредметные холсты 42-летнего художника. Мондриан разграфлял поверхность картины на прямоугольники и квадраты, закрашивал получившиеся геометрические поля то интенсивными яркими красками, то (позднее) облегчёнными и прозрачными оттенками белого, серого, бежевого или голубоватого цветов. Со временем его геометрические «решётки» становились всё проще и строже, а цветовые сочетания – всё более изысканными и благородными. Стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью», Мондриан изгонял из своих картин любые следы «случайности и неправильности»: кривые линии, цветовые нюансы, следы кисти. Одними лишь только линиями, пересекавшимися под прямыми углами, и сочетаниями локальных цветов он создавал ощущение то напряжённости, то ясности и уравновешенности.
В 1917 г. Мондриан совместно с Тео ван Дусбургом основал авангардистский журнал «Де Стиль» и одноимённую группу. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В журнале печатались манифесты, провозглашавшие необходимость строгого геометрического порядка в искусстве, пропагандировалось беспредметное искусство «чистых первичных форм».
В нач. Второй мировой войны Мондриан уехал в Англию, а оттуда в Нью-Йорк. Его творчество оказало влияние на ряд направлений постмодернизма, таких как минимализм и оп-арт, на современную архитектуру, рекламу и печать.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)