выдвинутый В. И. Лениным
план развития монументального искусства в условиях победы Октябрьской революции 1917, а также комплекс мероприятий Советского правительства по реализации этого плана. Начало монументальной пропаганды было положено декретом СНК от 12 апреля 1918 "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции" ("О памятниках республики"); 30 июля 1918 СНК утвердил список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён). Первым из списка был сооружён
памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева). Празднование первой годовщины Октябрьской революции 1917 было отмечено открытием новых памятников и мемориальных досок, архитектурным живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов,
Витебск и др.) и некоторых сёл. Закладка и открытие памятников проводились в торжественной обстановке, с митингами; несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 в Москве на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции (скульптор С. А. Мезенцев) и мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Красной площади (скульптор Конёнков С. Т.; ныне в ГРМ). Произведения монументальной пропаганды создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие из них предполагалось впоследствии перевести в "вечные" материалы. В 1919-20, когда из-за тяжёлого военного и хозяйственного положения страны практические работы по монументальной пропаганде сократились, получили развитие такие её формы, как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников, перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками (например, Марсова поля в Петрограде с памятником "Борцам революции" (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)). С укреплением Советской власти монументальная пропаганда распространилась на
Киев (с 1919),
Самарканд и другие города, с 1920 на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 на Армению и Грузию. В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), Н. А. Некрасову в Ленинграде (бронза, скульптор В. В. Лишев); "Борцам революции" в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт монументальной пропаганды был использован в монументальных произведениях, увековечивших память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитектор В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко).
Произведения монументальной пропаганды сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к проблемам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных идей, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие советской художественной культуры. Способствуя привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей, монументальная пропаганда стала большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В процессе реализации ленинского плана монументальная пропаганда впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.
Литература: В. П. Толстой, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)