(от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).
Архитектура монастыря связана с национальными региональными особенностями зодчества разных стран и народов, отражает их функции и их менявшуюся роль в обществ. жизни. Древнейшие монастыри буддийские, появились во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и распространились в странах Южной и Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н. э. VII в. н. э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366) включали вырезанные в скале молитв, залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине,
Китай, XIV-XVII вв.; Салин в Мандалае,
Бирма, вторая половины XIX в., и др.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитв, и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окружённых деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам (Самье в верховье р. Цангпо, Тибет, середина VIII в.; Да-Хуре в Улан-Баторе, XVII-XVII вв,). Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV-VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (терхнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI-IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился
план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, около 820), имевшего регулярную планировку, где доминировала
церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окружённый другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88;
Клюни в Бургундии, 1088-XII в.).
Композиция монастыря варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где
клуатр и залы включены в единый объём (Верхний
замок в Мальборке,
Польша, конец XIII-XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское
зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V-XV вв.; монастырские комплексы на Афоне, X-XI вв., и в Метеоре, XIV-XVIII вв., оба в Греции;
Санаин в Армении, Киево-Печерская лавра в Киеве, и др.). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль
стен располагались кельи, в центре
собор,
трапезная,
колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, вырезанные в скалах (Давид Гареджа, Гегард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывались расположение (при слиянии рек, у озера, на острове и т. д.), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастыря определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь в Москве и др.). Архитектурные формы русских монастырей до середины XVI в. были строгими, лаконичными, а к концу XVII в. обогатились красочным узорочьем. Пространственная композиция и силуэт монастыря активно участвовали в формировании облика городов.
В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение, Вместо них появились парадные ансамбли монастырейдворцов, построенные компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Ленинграде и др.). В XIX-XX вв. новые монастыри строятся редко (монастырь Ла-Турет в Эвё, Франция, 1956-59, архитектор Ле Корбюзье) и не играют значительной роли в застройке города, старые монастыри часто становятся музеями веками накопленных богатств архитектуры, скульптуры, живописи, декоративноприкладного искусства.
Ансамбль Успенского монастыря в г. Старица (Калининская область). 16 18 вв.
Литература: М. А. Ильин, К истории архитектурной композиции русских монастырей XVII в., в кн.: Ежегодник института истории искусств, 1954, М., 1954; Braunfels W., Abendlдndische Klosterbaukunst, Koln, 1969. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)