Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - франция

Франция

(France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38-33-го тысячелетия до н. э.) на территории Юго-Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон-де-Гом, Тюк д'Одубер) были созданы замечательные памятники первобытного искусства: вырезанные из камня и кости схематичные изображения женщины-матери, поражающие своей жизненностью и выразительностью живописные и скульптурные изображения животных. В Северо-Западной Франции в конце неолита и начале бронзового века (конец 3-го первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) возводились мегалитические сооружения: кромлехи, целые аллеи менгиров (иногда с выбитыми изображениями). От эпохи греческой колонизации и римского владычества сохранились многочисленные архитектурные памятники галло-римского искусства: каменные храмы (Ним), театры (Арль, Оранж), триумфальные арки (Оранж, Ним), гробницы (Сен-Реми), акведуки (так называемый Пон-дю-Гар близ Нима), изготовлялись саркофаги, надгробные рельефы, в которых элементы древнеримского искусства сочетались с местными чертами, идущими от искусства кельтов коренного населения Франции.

С V в., с образованием варварских государств, формировалось средневековое искусство (см. Меровингское искусство). В VIII-IX вв., в период "Каролингского возрождения", были построены многие комплексы монастырей, выполнены замечательные образцы резьбы по кости и книжной миниатюры. Романский стиль развился во Франции в X-XII вв. на основе традиций каролингского искусства. Сформировался средневековый французский город с нерегулярной застройкой и узкими улицами, с 2-3-этажными домами, имевшими открытые аркады для лавок и мастерских на первом этаже и жилые помещения на втором этаже. Жильём феодалов служили суровые, обнесённые глухими мощными стенами замки с донжонами и цитадели (Каркасом). Возводились церкви в форме латинского креста с высокими, перекрытыми полуциркульными сводами центральными нефами, развитым хором с венцом капелл, двумя башнями, фланкирующими западный фасад, и мощной восьмигранной башней над средокрестием (церковь Клюни-3 в Клюни). Капители, порталы, фасады церквей заполнялись скульптурой и рельефами, вырезанными из камня (Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). Для романской архитектуры Франции характерны многочисленные местные школы. В Нормандии и Шампани храмы обычно широкие и светлые, лаконичные и скупые по внешнему облику и декору. В Аквитании, наоборот, обширны и увенчаны рядами куполов на парусах или тромпах, в Лангедоке больше напоминают крепости, в Оверни украшены богатой полихромной кладкой, в Провансе имеют обильное скульптурное убранство на порталах. Особенно выразительны скульптурные композиции тимпанов порталов храмов в Бургундии, пронизанные острыми и беспокойными ритмами и обычно посвящены теме грядущего "страшного суда". В Провансе сохранилась близость античной традиции. Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматическая экспрессивность образов были свойственны миниатюрной и монументальной живописи этого времени, где особенно выделяется ансамбль фресок церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп в Пуату. Энергичной стилизацией, "варварской" пышностью декора отличались ювелирные изделия, лиможская эмаль, ткани и вышивки этого периода (ковёр из Байё, конец XI начало XII вв., Музей, Байё).

В середине XII в. в городах Северной Франции зародилась готика. Разрастались, укреплялись и перестраивались старые города, новые обычно возводились на регулярной основе, имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главных площади соборную и рыночную. Главным городским сооружением стал собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двубашенным западным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени; соборы в Сансе, около 1140, в Париже, в Шартре) сохранили некоторую массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиционных линий фасадов, тяжёлые двупролётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декоративных деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце XIII-XIV вв. в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривлённые линии так называемого пламенеющего стиля (церковь Сен-Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390-1420). В XV в. возник тип богатого городского дома-отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-51)

В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благословляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы "Посещение Марией Елизаветы" на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, XIV-XV вв.). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве братьев Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения декоративно-прикладного искусства: мелкая пластика, эмали, шпалеры, резная мебель. Стиль французского Возрождения проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королевского и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-98), Район (1501-10), отель Буртерульд и Бюро финансов в Руане. Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальными произведениями стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-29; Шенонсо, 1515-22; Шамбор, начат в 1519). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо. Жемчужиной зрелого Возрождения во Франции стало здание нового Лувра (1546-74, архитектор Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искусстве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион. Активной стилистической компонентой стал итальянский маньеризм, особенно заметный в творчестве мастеров первой и второй школ Фонтенбло. В скульптуре гуманистический идеал Возрождения воплощён в светлых и жизнерадостных образах Гужона, сумевшего проникнуть в античную подоснову итальянского ренессансного искусства и соединить её с национальной традицией. Противоречия Позднего Возрождения, усиление драматического начала проявились в работах Ж. Пилона.

В XVII в., с укреплением абсолютизма, перед искусством была поставлена задача возвеличивания личности и власти монарха. Усилилась государственная регламентация художественной жизни. Были созданы Королевские академии живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Был выработан так называемый большой стиль абсолютной монархии, сочетавший строгую рациональную логику, композиционную сдержанность и уравновешенность классицизма с пространственным размахом. Архитектура классицизма XVII в. развивалась в связи со строительством городских и загородных ансамблей, резиденций короля и знати, особняков буржуазии. Париж украсился геометрически правильными, едиными по стилю площадями: Дофина (1607), Вогезов (1606-12), Побед (1685-86), Вандомской (1685-1701; две последние архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). Были построены строго регулярные по композиции дворцы (Пале-Руаяль, 1629-36, архитектор Ж. Лемерсье; строго классицистический восточный фасад Лувра, архитектор К. Перро, 1667-74), общественные сооружения, триумфальные арки, мосты. Изменили свой облик и загородные замки, превратившиеся в комплексы дворцовых и служебных зданий с регулярными "французскими" парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный дворцово-парковый ансамбль Версаля). Во главе официальной живописи стоял С. Вуэ, эклектически сочетавший элементы римского барокко, академизма болонской школы и маньеризма школы Фонтенбло. Этому направлению противостояли так называемые живописцы реальности, стремившиеся к изображению повседневного быта человека, создававшие подчёркнуто простонародные образы, проникнутые высоким представлением о достоинстве простого человека (Валантен, Ж. де Латур, братья Ленен). Ж. Калло создавал офорты, в которых острота социальных наблюдений соединена с элементами фантастического гротеска. Ведущую роль в живописи второй трети XVII в. играл классицизм. Глава этого направления Н. Пуссен создавал мифологические и исторические композиции, пейзажи, проникнутые идеалом свободного человека, живущего в счастливом единении с управляемой разумными законами природой. Идеальные образы природы переданы в наполненных светом пейзажах К. Лоррена. С середины XVII в. законодателем "большого стиля" стал Ш. Лебрён, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Во второй половине XVII в. сложился новый тип репрезентативного портрета, в котором модель окружалась ореолом пышности и блеска (Г. Риго, Н. Ларжильер), оказавший большое влияние на развитие европейского портрета. В скульптуре господствовали классицистические тенденции (Ф. Жирардон, А. Куазевокс), а также черты драматической патетики (П. Пюже). Богатством и парадностью были отмечены также изделия декоративноприкладного искусства (инкрустированная мебель А. Ш. Буля, шпалеры, ювелирные изделия). В XVIII в. в архитектуре важное место отводилось строительству дворянских и буржуазных особняков с изысканными интерьерами в стиле рококо (отель Субиз в Париже). В градостроительной практике развивались принципы парадной планировки, прокладки лучевых улиц, создания анфилад площадей (ансамбль из трёх площадей в Нанси, архитектор Эре де Корни). Направление просветительского классицизма, сложившееся во второй половине XVIII в., требовало от построек трезвой архитектурной логики, простоты и естественности художественного образа. Строились уютные особняки, церкви (Сент-Женевьев, ныне Пантеон, в Париже, архитектор Ж. Ж. Суфло), дворцы (Малый Трианон в Версале, архитектор Ж. А. Габриель). В изобразительном искусстве характерные традиции искусства XVIII в. определились в произведениях А. Ватто, открывшего особую сферу тончайших эмоциональных оттенков, созвучных лирике пейзажа и музыкальности композиционных ритмов и колорита. Декоративная изысканность его произведений отчасти послужила основой для рококо (как стилевого направления), сложившегося с 1720-30-х гг. В работах Ф. Буше, К. Ванлоо, Н. Лайкре выразились свойственные рококо гедонистическое восприятие мира, кокетливость и жеманность, декоративная изысканность, нарядная красочность. В скульптуре первой половины XVIII в. наряду с традициями монументальной дворцовой школы Версаля (Г. Кусту, Э. Бушардон) расцвела рокайльная декоративная пластика (Ж. Б. Лемуан и др.). Демократические взгляды воплотились в лирически-эмоциональных и ясных по образному строю произведениях "живописца третьего сословия" Ж. Б. С. Шардена, аналитически точных портретах М. К. Латура, лирических образах Ж. Б. Перроно. В середине XVIII в. выдвинутое просветителями требование общественной активности искусства как средства воспитания нравов привело не только к коренному видоизменению классицистических идеалов, но и к появлению сентиментальнонравоучительного направления (Ж. Б. Грёз). Возросший интерес к природе стимулировал развитие пейзажной живописи (Ж. Берне, Ю. Ребер, отчасти Ж. О. Фрагонар). Главная линия художественного развития второй половины XVIII в. была обусловлена распространением идей классицизма (Ж. М. Вьен в живописи, отчасти Ж. Б. Пигаль и Э. М. Фальконе в скульптуре); особенно ярко присущий классицизму интерес к образам общественных деятелей и гражданственный пафос воплотились в суровых и мужественных, глубоко психологичных портретах скульптора Ж. А. Гудона В живописи гражданственный пафос классицизма обрёл подлинно революционное звучание в полотнах Ж. Л. Давида. В период Великой французской революции (1789-94) широко распространились политический лубок, карикатура, агитационный фарфор, художественно-архитектурное оформление массовых революционных праздников. В конце XVIII в. были предприняты утопические попытки создать новую архитектуру, основанную на стремлении к геометризации и функциональности форм, сознательном нарушении классических пропорций (проекты Э. Л. Булле, К. Н. Леду, Ж. Ж. Лекё). При Наполеоне I искусство было поставлено на службу официальной идеологии, прославлявшей личность и деяния императора. Общественные сооружения наполеоновской империи носили парадный, триумфальный характер. В это время развился стиль ампир. Были созданы церкви в виде древнегреческих храмов, триумфальные арки (на площади Звезды, ныне Ш. де Голля, в Париже, 1806-37, архитектор Ш. Ф. Шальгрен; Вандомская колонна на одноимённой площади в Париже, 1806-10). В середине XIX в. в Париже проводились крупные градостроительные работы (преимущественно под руководством префекта департамента Сены Ж. Э. Османа). Были снесены многие старые кварталы (в том числе и многочисленные памятники архитектуры), город застраивался 6-7-этажными доходными домами. Во второй половине XIX в. возобладал эклектизм, в рамках которого возникло и новое, рационалистическое понимание архитектурных конструкций (Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лабруст). Появились новые типы общественных и технических сооружений крытые рынки, универсальные магазины, пассажи, вокзалы и т. п. (библиотека Сент-Женевьев, 1843-50, и Национальная библиотека, 1861-69, в Париже, обе архитектор Лабруст; Эйфелева башня, 1889, там же, инженер А. Г. Эйфель). Образцом архитектуры стиля "модерн" стали станции Парижского метро (около 1900, архитектор Э. Гимар). В изобразительном искусстве начала XIX в. классицизм, утративший былой революционный пафос, выродился в салонно-академический стиль, опиравшийся на устаревшие догмы классицизма (П. Н. Герен, Ф. Жерар); ему противостоял оказавший огромное влияние на искусство первой половины XIX в. романтизм, сложившийся в борьбе с поздними эпигонами классицизма, который отчасти предвосхищал в своих произведениях, посвящённых наполеоновской (в основном идеализировавших личность императора) эпохе, А. Гро. Расцвет романтизма, связанный с обращением к сюжетам современной истории и обновлением живописного языка, выразился в произведениях Т. Жерико и Э. Делакруа; особую линию в романтическом искусстве составляло основанное на продолжении классицистических традиций творчество Ж. О. Д. Энгра. В скульптуре принципы романтизма наиболее ярко были воплощены Ф. Рюдом, П. Ж. Давидом д'Анже, А. Бари.

Дальнейшее размежевание направлений произошло к концу 1830-х гг. Развилось ложноклассическое салонное искусство (Т. Кутюр и др.). У О. Берне, П. Делароша, Э. Месонье преобладали поверхностно-романтические эффекты и мелодраматические исторические картины. В эти же годы развивалось социально-критическое направление (О. Домье, отчасти П. Гаварни), достигла расцвета пейзажная живопись, особенно в творчестве мастеров барбизонской школы и К. Коро, обратившихся к изображению неприхотливых мотивов родной природы. Мощное демократизирующее воздействие на всю духовную жизнь Франции оказала Революция 1848, явившаяся творческим стимулом для крупнейших представителей критического реализма Домье, город Курбе и Ж. Ф. Милле. Сущность их творчества определили симпатии к повседневному тяжёлому бытию людей труда, поэзия правды.

После бонапартистского переворота 1851, в условиях наступления сил реакции, демократическое искусство во многом потеряло свою боевую социальную ангажированность. В 1860-х гг. в центре художественной жизни оказались реалистические искания Э. Мане, переосмыслившего композиционные и живописные приемы мастеров XVI-XVIII вв. применительно к современной жизни, обратившегося к современной тематике, нередко сообщавшего ей острополитическую направленность. Мане стал одним из создателей нового течения импрессионизма, утверждавшего новый метод видения мира, основанный на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении вечно изменчивого мира природы (О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне и др.). В скульптуре самой яркой фигурой последней четверти XIX в. стал О. Роден, противопоставивший абстрактности академизма героику, драматизм, напряжённый психологизм образов, свободный живописный стиль лепки. Основные направления в искусстве конца XIX начале XX вв. получили условное собирательное обозначение постимпрессионизма. Представители неоимпрессионизма (Ж. Сера, П. Синьяк) приложили к искусству современные открытия в области оптики. В творчестве крупнейших мастеров постимпрессионизма отразились мучительные, противоречивые поиски устойчивых идейно-нравственных ценностей, стремление найти новые выразительные средства. Таковы страстные, проникнутые горячей любовью к человеку труда полотна В. ван Гога, внутренне сосредоточенные монументальные картины П. Сезанна, плоскостно-декоративные символические таитянские идиллии П. Гогена, острые сцены парижского быта А. де Тулуз-Лотрека. Развивались также различные направления символизма (Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, М. Дени), повлиявшие на сложение стиля "модерн" (группа "Наби"). В конце XIX в. в связи с усилением борьбы рабочего класса и демократических сил вновь разгорается борьба против официального мещански-пошлого салонного искусства. Создаётся "Салон независимых" (1884), где выставляются многие отвергнутые официальным Салоном художники, в условиях бурного развития социалистического движения зарождается социалистическая культура, создаётся "Общество социалистического искусства" (1884-89), переживает расцвет тиражная политическая графика, появляется плакат (Тулуз-Лотрек, Ж. Шере, Т. Стейнлен), развивается политическая карикатура (Ж. Л. Форен).

Французская архитектура XX в. (наряду с неоклассическими тенденциями 20-30-х гг.) связана с развитием идей, упорядочивающих городское строительство (Т. Гарнье), осмыслением новых строительных конструкций (О. Перре); главные черты новой архитектуры функциональная и конструктивная обусловленность форм бетона, стекла, стали были в 20-30-х гг. сформулированы в теоретических работах и выражены в постройках Ле Корбюзье. В середине 50-х гг. развернулось жилищное строительство по принципу создания свободно скомпонованных жилых массивов и башенных домов в городах (Мурене в департаменте Атлантические Пиренеи, 1958-60, архитектор Р. Кулон и др.), промышленных посёлках и на периферии крупнейших центров. Большое значение имело возведение общественных зданий, в разнообразной по типу и облику архитектуре которых используются лёгкие алюминиевые и стальные конструкции, навесные панели, своды и оболочки двоякой кривизны. В 60-х начале 80-х гг. строительство особенно широко развернулось в Париже и его пригородах. Наиболее значительный из новых парижских комплексов деловой центр Дефанс (с 1964), включающий около тридцати конторских башен в 30 и 45 этажей, где широко применены цветное стекло, гранит и прочие материалы. Архитектурные образные средства дополняются графическими и живописными. В проектировании городской среды участвуют не только архитекторы, но и живописцы, графики, скульпторы, дендрологи, дизайнеры, мастера ландшафтной архитектуры. Наиболее значительные сооружения Национальный центр промышленности и техники (1958, архитекторы Р. Камело, Б. Зерфюсс, Ж. де Майи), здание ЮНЕСКО (1953-57, архитекторы М. Л. Брейер, Зерфюсс, инженер П. Л. Нерви), Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду (1977, архитекторы Р. Пиано, Э. Роджерс и др.) все в Париже.

XX в. один из самых сложных и многоликих периодов в истории французского искусства. Для него характерны быстрая смена новых, а также сосуществование различных, часто диаметрально противоположных по своим идейно-художественным установкам художественных направлений в искусстве одного и того же периода. Около 1905 возник фовизм во главе с А. Матиссом, в 1907 кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак и др.), после первой мировой войны 1914-18 сюрреализм, а после 1945 распространились различные направления абстрактного искусства (А. Манесье, П. Сулаж и др.), возникли оп-арт (В. Вазарели), поп-арт, кинетическое искусство. На фоне идейной хаотичности авангардистских течений в искусстве Франции отчётливо выделяется прогрессивнодемократическое направление, порой (особенно в политической тиражной графике) принимающее открыто ангажированный характер. Многие мастера (Э. Пиньон, М. Громер, Ж. Люрса) ещё в 20-30-х гг. непосредственно участвовали в коммунистическом и рабочем движении, активно сотрудничали в революционной прессе. Плодотворно развивались плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.), графика (циклы Ж. Эффеля и др.). В 40-50-х гг. искусство Франции всё чаще обращалось к реализму, насыщенным конкретным социальным содержанием образам (представители неореализма А. Фужерон, Б. Таслицкий и другие). Пафосом политической ангажированности, непосредственной связи художественного творчества с политической действительностью проникалось творчество Пикассо. В Париже работали многие художники-иностранцы, составившие так называемую парижскую школу (А. Модильяни, Ж. Пасхин, X. Сутин, М. Шагал и др.). Творчество крупнейших французских мастеров связано с гуманистическими идеалами, верой в ценность человеческого бытия. Традиции гуманистического искусства сильны в скульптуре Франции (героико-драматические образы монументальных произведений Э. А. Бурделя, гармонически уравновешенные скульптуры А. Майоля, портреты Ш. Деспьо, социально заострённые произведения Ж. Саландра. полные гуманистического пафоса памятники Ф. Сальмон). В XX в. Франция сохраняет своё значение как один из ведущих центров художественной промышленности (одежда, мебель, шпалеры, металл, стекло, керамика и т. д.).

Часовня Сент-Шапель в Париже. 1243 1248. Интерьер.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое франция
Значение слова франция
Что означает франция
Толкование слова франция
Определение термина франция
franciya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):