Художественная энциклопедия - мебель
Связанные словари
Мебель
Одним из важнейших принципов мебельного проектирования является группировка предметов в гарнитуры, предназначаемые для помещений специализированного назначения (столовых, спален, детских комнат, кухонь и тому подобное). Мебель активно участвует в художественной организации интерьера, составляя особую отрасль декоративно-прикладного искусства, а ныне также область художественного конструирования. Основные элементы художественного языка мебели архитектоника, пропорции, масштабность (соразмерность предмета и его отдельных частей человеку). В число художественных средств мебели входят фактура и цвет материалов, разнообразие которых достигается различными приёмами (окрашивание, полировка и др.). Как элементы декора в мебели используются живопись, скульптура, орнамент.
История развития мебели тесно связана с эволюцией художественных стилей. К древнейшим сохранившимся образцам мебели относятся древнеегипетские предметы обстановки, предназначенные для фараона и его приближённых: сундуки, складные табуреты с Х-образным перекрестием опор; троны с прямой спинкой и четырехугольным, слегка прогнутым сиденьем, столы прямоугольные на четырех ножках и круглые на одной опоре; ложа с прогнутой рамной основой на четырех ножках. Конструкции древнеегипетской мебели (ящичные, рамно-филёнчатые) часто обогащались скульптурными формами, приобретавшими характер тектонического декора (звериные лапы и утиные головки, заканчивающие ножки). В отделке мебели также широко использовались ажурные рельефные вставки (в виде символических изображений животных, солнечного диска, фараона), золотые накладки, инкрустации из слоновой кости, стекла, камня.
У народов тропической Африки, Америки, Океании уже в древности были известны низкие деревянные и каменные троны, скамьи, для которых характерны круглые, продолговатые или вогнутые сиденья, опирающиеся на подставки в виде стилизованных фигурок человека или животного.
Об основных типах мебели Древней Греции, получившей распространение у большей части населения, можно судить главным образом по скульптурным изображениям и вазописи. Это сундуки (в которых чётко выражена рамно-филёнчатая конструкция); табуреты на четырех ножках или на Х-образной опоре, стулья с гнутыми ножками как повседневно употребляемые, так и церемониальные (тронообразные); ложа на высоких опорах с прогнутой стенкой в изголовье; столы нередко низкие (что было обусловлено обычаем возлежать при трапезе и письме). Мебель изготовлялась главным, образом из дерева (иногда из бронзы), с применением пилы и рубанка. Мебель эпохи классики, пришедшая на смену архаической (близкой по форме и характеру декора египетской), отличается простотой и ясностью тектоничных, пластически выразительных форм. В её сдержанном декоре, подчёркивающем конструкцию, преобладали орнаментные мотивы (меандр, пальметты, волюты). Эллинистической мебели свойственны черты декоративной изощрённости (в отделке вновь стали использоваться "звериные" мотивы архаичной мебели). Мебель Древнего Рима создавалась главным образом в духе древнегреческих образцов. Были выработаны и собственно римские типы мебели, например, ложе с продольной спинкой (прообраз современной софы). Получили распространение особые виды почётной мебели: "селла курулис" стул на скрещивающихся ножках в виде рогов, служивший в общественных местах сиденьем для консулов и преторов; "солиум" тронообразное сиденье для почётных граждан в храмах, термах. Изготовлялась и лёгкая плетёная мебель из прутьев. В мебельном искусстве прослеживается развитие от простоты и непритязательности форм республиканского периода к роскоши и великолепию империи, когда в отделке мебели обильно использовался скульптурный декор ("звериные" мотивы, фигурные аппликации из бронзы и драгоценных металлов).
Византийская бытовая мебель не сохранилась, но известно, что она во многом повторяла формы римской мебели. Близость к римским образцам подтверждает и сохранившаяся храмовая византийская мебель (епископские троны, кафедры). Её отличительная особенность неглубокий рельеф (орнаментный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий плоскости предмета.
Мебельное искусство средневековой Европы почти не унаследовало античных традиций. В раннее средневековье распространились сундуки, табуреты (представлявшие собой обрубки стволов деревьев), а также столы (в виде досок, покоящихся на козлах), довольно высокие, что определялось обычаем сидеть на табурете во время трапезы или письма. В романский период стали использоваться табуреты на трёх опорах, кресла с высокой спинкой, шкафы, кровати (типа сундука, лишённого крышки), столы с опорами в виде вертикальных плоскостей. Выполненная способом ящичной вязки из рубленных топором досок или ошкуренных жердей, мебель романского стиля отличалась лаконизмом массивных форм, нерасчленённостью объёма; нередко была украшена резным геометрическим, растительным или ленточным орнаментом. В готический период с изобретением заново двуручной пилы (дававшей возможность получать тонкие доски), а также распространением рамно-филёнчатой каркасной конструкции (как бы перекликавшейся со структурой архитектурных сооружений) появилась более лёгкая и прочная мебель. Напряжённо вытянутая вверх, она композиционно членилась на относительно самостоятельные поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готических архитектурных мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растительных и геометрических узоров, фигурных изображений. Известен довольно обширный перечень готической мебели: сундуки-лари (в Италии кассоне), поставцы (первоначально тот же сундук, поставленный на высокие опоры) для хранения посуды, шкафы, кресла, столы, кровати с деревянным навесом.
О типах средневековой русской мебели можно судить главным образом по иконам, фрескам, миниатюрам. Наиболее распространёнными предметами жилой обстановки были деревянные неподвижные лавки (обычно устанавливавшиеся вдоль стен всего помещения) и подвижные скамьи (нередко с перекидной спинкой), служившие не только для сидения, но и для сна, а также прямоугольные столы на четырёх опорах, табуреты, сундуки. Эти типы мебели (так же, как и многие типы западноевропейской мебели романской эпохи) простых и рациональных форм продолжали существовать в народном быту до недавнего времени. Ранние (XVI-XVII вв.) из сохранившихся образцов русской мебели свидетельствуют об искусном применении в её отделке резного декора (растительные и геометрические мотивы), о разнообразии расцветок.
У большинства народов Азии сложились традиции использовать в быту вместо мебели ковры, стенные ниши, циновки, однако известны и предметы обстановки, сходные с европейскими. Так, в средневековом Китае определились разнообразные типы дворцовой и храмовой мебели из полированного или покрытого лаком дерева: столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки и пр. Им нередко свойственны горизонтальная вытянутость объёмов, плавная изогнутость внутренне напряжённых форм, подчёркивающий тектонику мелкий орнамент, растительный, а также в виде мотива облака (резьба, роспись, инкрустация). В странах Ближнего и Среднего Востока в VII-VIII вв. появилась деревянная и бронзовая мебель для мечетей и медресе (подставки для Корана, восьмигранные столики и др.), воспроизводящая формы мусульманской архитектуры и покрытая арабесковым орнаментом (резьба, инкрустация).
В Западной Европе в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) совершенствование быта и тяга к комфорту обусловили дальнейшее развитие типов мебели. Вошли в употребление двухъярусные шкафы, кабинеты (ларец с маленькими ящичками на подстолье) для хранения документов и драгоценностей, кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками "кассапанка" (типично итальянская форма), кресла, обитые тканью или кожей. Изготовляемая преимущественно из ореха, легко поддающегося обработке, мебель (главным образом Италии) отличалась тектонической ясностью пластически законченных композиций, гармоничным сочетанием элементов архитектурного ордера (членения в форме пилястр, карнизов, тяг) и заполняющих плоскости филёнок рельефных или живописных композиций на религиозные, мифологические и другие темы.
В XVII в. с развитием барокко дворцовая мебель Италии и Южной Германии (шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной доской для письма), активно использующая архитектурные мотивы (витые колонны, разорванные фронтоны), а также скульптурную резьбу и красочную мозаику, обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных очертаний и беспокойной игрой светотени, порой буквально сливающихся с декором интерьера. В эпоху абсолютизма XVII-XVIII вв. во Франции со сложением пышного парадного интерьера появилось большое разнообразие типов и форм дворцовой мебели, отличающейся богатством декорировки. С развитием классицизма во второй половине XVII в. стали делать фанерованные кабинеты и двустворчатые шкафы, в которых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью барочного декора (букеты цветов, растительные узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом различных пород, перламутром, черепахой, золочёными металлами) декор плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных очертаний. В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам (учитывалась пышность наряда), применялись шпалеры, золочение по левкасу. Крупнейший мастер этой эпохи, сумевший создать свой собственный стиль, А. Ш. Буль. С расцветом стиля рококо во второй четверти XVIII в. на смену монументально-строгим классицистическим формам приходят интимные, прихотливо динамичные. Излюбленные типы мебели этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменный стол с футляром, закрывающим рабочую плоскость), консольные столы, софы. Наряду со стационарной мебелью, расставленной вдоль стен, стали вводиться также многочисленные типы лёгкой, свободно перемещаемой мебелью небольших размеров стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Для декора мебели рококо были характерны свободно располагающиеся изящные узоры, исполненные в технике маркетри: цветы, расписанные по жёлтому, розовому, голубому или светло-зелёному фону; мотивы китайского искусства, нанесённые краской или золотом по чёрному лаку. Во второй половине XVIII в., с определением принципов нового направления в искусстве классицизма, корпусная мебель (шкафы-буфеты, секретеры, бюро) обретает лёгкость тектоничных, строго геометрических форм с широкими гладями красного дерева, подчёркнутыми сдержанной бронзовой отделкой (часто в виде античных орнаментных мотивов). В числе мастеров мебельного искусства этой эпохи Ж. А. Ризенер, Ж. Жакоб, Д. Рёнтген (немецкий мастер, работавший также во Франции). В Голландии XVII-XVIII вв. сложилась простая и практичная мебель, ориентированная на деловой бюргерский быт: двустворчатые шкафы с широким профилированным карнизом; стулья из точёных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, нередко обитым кожей; столы с массивными точёными кувшинообразными ножками. Мебель подобного типа, но с обильным скульптурным декором известна с XVII в. в Германии. В середине XVIII в. своеобразный стиль мебели, отвечавший вкусу буржуа, определился в Англии, получив имя своего создателя Т. Чиппендейла. Изготовленная из красного дерева мебель этого стиля отличалась сочетанием рациональности форм, ясности структуры предмета с изяществом линий и прихотливостью узора (мотивы китайского искусства, готики и рококо). Классицистическая изысканность и лёгкость форм отличали мебель английских мастеров второй половины XVIII в. Дж. Хеплуайта и Т. Шератона. В России конца XVII первой четверти XVIII вв. дворцовая мебель испытала влияние голландских и английских образцов. Далее она изготовлялась в духе центрального и южно-европейского барокко, рококо, классицизма по проектам архитекторов В. В. Растрелли, Ч. Камерона, Дж. Кваренги.
С утверждением в странах Европы в первой четверти XIX в. ампира мебель, нередко буквально копирующая древние египетские, римские и греческие формы, обретала монументальность нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой (с мотивами древнеримского и древнеегипетского искусства). Конструктивно ясная, она естественно вписывалась в интерьер, играла решающую роль в его пространственной организации. В России лучшие образцы дворцовой и усадебной ампирной мебели были созданы по проектам архитекторов А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова. Для её изготовления нередко использовалась карельская берёза, отличающаяся эффектным золотистым цветом и своеобразным "муаровым" рисунком текстуры; в отделке применялось резное золочёное дерево, заменявшее бронзу. В Германии и Австрии в 1810-40-х гг. формы ампира были переработаны в соответствии с представлением о респектабельной устроенности буржуазного быта в сторону интимности и уюта (см. Бидермейер).
Со второй половины XIX в., с упадком архитектуры и прикладного искусства, художественное качество мебели резко падает; в массовой фабричной продукции начинают господствовать увлечение псевдостилями и не имеющее функционального оправдания украшательство. Однако технологический прогресс (штамповка древесины, гнутьё дерева) способствовал появлению конструктивно простой и прочной мебели. Так, у широких слоев населения стала особым спросом пользоваться гнутая мебель фирмы "Братья Тоне", основана в Моравии (так называемая венская мебель). С зарождением стиля "модерн" (конец XIX начало XX вв.), стремившегося к единству художественного решения материальной бытовой среды, в мебели стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала (в отделке инкрустация из стекла и керамики, накладки из полированного и прочеканенного металла). По мере эволюции "модерна" формы мебели изменялись от причудливо изогнутых, подчёркнутых текучими извилистыми линиями стилизованного растительного орнамента (мебель по проектам Х. К. ван де Велде, Ч. Р. Макинтоша) к рационально обобщённым. В целом мебель "модерна" становится менее громоздкой (постепенно исчезают большие корпусные изделия); начинают применяться стенные шкафы и ниши. Нередко черты собственно "модерна" в мебели сочетались с национальноромантическими и неоклассицистическими тенденциями. В России национальная романтика, включавшая в себя вновь открытое ощущение эстетической ценности народного искусства, нашла отражение в мебели мастерских Абрамцева и Талашкина (близ Смоленска), а неоклассицистические устремления проявились в мебели архитекторов И. А. Фомина, В. А. Щуко. С распространением в начале XX в. функционализма в мебели усилились поиски лаконичных, тектоничных форм на основе использования новых материалов (стальных труб и полос, клеёной слоистой древесины), особое значение стало придаваться конструктивной основе предмета и его функциональной организации. Стала внедряться встроенная, секционная сборно-разборная и трансформируемая мебель, разрабатывалась специальная мебель для контор, банков, школ и так далее. К художественному конструированию мебели в 10-30-х гг. обратились многие архитекторы и художники представители функционализма (во Франции Франсис Журден, П. Шаро, Ле Корбюзье, члены Веркбунда, преподаватели "Баухауза" X. К. ван де Велде, В. Гропиус, М. Брёйер, Л. Мис ван дер Роэ).
В создании советской мебели 20-30-х гг., предназначенной для жилых домов и общественных зданий новых типов, которые отвечали вновь возникшим социальным потребностям (дворцы культуры, рабочие клубы), принимали участие архитекторы А. В. Щусев, Фомин и др., не порывавшие с традициями русской классицистической мебелью, и преподаватели и студенты Вхутемаса-Вхутеина во главе с А. М. Родченко, Л. М. Лисицким и В. Е. Татлиным, опиравшиеся на эстетику конструктивизма. Последние предприняли попытки создать функционально целесообразную встроенную и трансформируемую мебель на основе промышленного изготовления.
В 50-х начале 80-х гг. в странах Западной Европы и Америки принципы функционализма в мебели получают дальнейшее развитие. Широко употребляется трансформируемая и секционная сборно-разборная мебель из унифицированных элементов с применением древесностружечных и древесноволокнистых плит, полиэфирных лаков и эмалей, пластмассы и других материалов. Форма и отделка мебели стали научно определяться в зависимости от физиологии и психологии человека (шведский врач Акерблом, руководствуясь антропометрическими данными, определил рациональные параметры стульев и кресел, обеспечивающие их максимальное удобство). При общих конструктивных и эстетических принципах современная мебель нередко отличается чертами национального своеобразия. Особой органичности сочетания национальных особенностей и новаторства достигли в мебели архитекторы-дизайнеры скандинавских стран (А. Аалто в Финляндии, А. Якобсен в Дании, Б. Матсон в Швеции), с их пристрастием к красоте текстуры дерева, пластической гибкости гнутовыклейных деревянных деталей и нарочитой грубоватости рельефных фактур тканей. Однако отсутствие зачастую в унифицированной мебели черт своеобразия, а также свойственная ей порой гипертрофия конструктивности (лишающая мебель её главного качества причастности к человеку) привели к оживлению ретроспективных тенденций.
В СССР во второй половине 50-х начале 80-х гг. развернулось проектирование для жилых и общественных зданий простой, экономически и конструктивно рациональной мебели: сборно-разборных шкафов-стеллажей и шкафов-перегородок, встроенных шкафов, трансформируемых кресел-кроватей, дивановкроватей, кухонь. В разработке образцов современной советской мебели участвуют дизайнеры почти всех союзных республик. Основываясь на общих эстетических и технологических принципах, они привносят в свои изделия национальные черты (проявляющиеся, в частности, в манере использования декоративных качеств материала), а также особенности индивидуального творческого почерка. В числе ведущих мастеров мебельного конструирования 60-х начала 80-х гг. Ю. В. Случевский, А. М. Шевченко, К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова (все РСФСР), Э. Вельбри (Эстония), X. Талберг (Латвия), В. Бейга, Л. Стапулионене и А. Стапулионис (Литва).
Высокого уровня развития достигло мебельное искусство других социалистических стран (ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии), где выпускается большой ассортимент изделий современных конструкций и форм (как для жилых, так и для общественных зданий) из унифицированных элементов с использованием новейших материалов.
Трон фараона Тутанхамона. Кедр, листовое золото. Древний Египет. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир.
Эллинистическое ложе из Приены. Бронзовый каркас. 3 2 вв. до н. э. Государственные музей. Берлин.
Стул народа луба. Дерево. Заир. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель.
Сундук эпохи Возрождения. Роспись, позолоченное дерево. Флоренция. 1472. Галерея института Кортолда. Лондон.
Шкаф в стиле готики. Ореховое дерево, резьба. Франция. Около 1500. Собрание Уолесс. Лондон.
А. Ш. Буль (?). Шкаф. Техника маркетри. 18 в. Собрание Уолесс. Лондон.
К. И. Росси. Диван в стиле ампир. Дерево. 1820. Русский музей. Ленинград.
Т. Чиппендейл. Кресло. Красное дерево. Англия. 1-я пол. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Бюро в стиле рококо. Инкрустация деревом, позолоченные бронзовые накладки. Франция. Около 1765. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
А. М. Шевченко и др. (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели, Москва). Мебель для общей комнаты. 1983.
И. А. Фомин. Стул в стиле "модерн". Дерево. 1902.
В. Е. Татлин. Стул в стиле конструктивизма. Буковые прутья. 1920-е гг.
Литература: Н. Н. Соболев, Стили в мебели, М., 1939; З. П. Попова, Русская мебель. Конец XVIII в., М., 1957; Т. М. Соколова, Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв., Л., (1967); Обзор художественного конструирования мебели, Л., 1973; (Т. Соколова, К. Орлова), Русская мебель в Государственном Эрмитаже. (Альбом), Л., 1973; А. Н. Черепахина, Эстетика современной мебели, М., 1978; Д. Кес, Стили мебели, Будапешт, 1979; Feulner А., Kunstgeschichte des MЦbels seit dem Altertum, В., (1927); Haslund O., Wolf E., Bшggild-Andersen H. O., International mшbellhaandbog, dl. 1-3, Kbh., 1945-47; Boger L. A., The complete guide to furniture styles, N. Y., 1969; Salvy C., Meubles et objets d'art, P., (1972); Gilbert J., Modern furniture design, an introductory bibliography, Monticello, 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)