Художественная энциклопедия - фарфор
Связанные словари
Фарфор
В Европе в конце XVI в. изготовляли мягкий фарфор, близкий по составу молочному стеклу (так называемый фарфор Медичи во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый свинцовой глазурью и с росписью кобальтом, подражавшей восточным моделям). около 1709 в Германии И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства твёрдого фарфора, а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый завод в Майсене (см. Майсенский фарфор), выпускавший изысканную по росписи и пластическому богатству посуду, вазы, скульптуру в стиле рококо (живописец И. Г. Хёрольдт, скульпторы И. И. Кендлер и другие), а позднее классицизма. В 1717-18 была основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёйдеке (в 1761 переведена в Нимфенбург), Франкентапе, Фюрстенберге, Людвигсбурге; в некоторых из них работали крупные мастера (Ф. А. Бустелли в Нимфенбурге, И. П. Мельхиор в Хёхсте), в основном в духе рококо.
Во Франции в XVII-XVIII вв. мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене) изготовляли предметы роскоши (в том числе лепные цветы) из мягкого фарфора, покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твёрдый фарфор здесь начали производить лишь с последней трети XVIII в. Особое место заняло производство бисквитной скульптуры (по рисункам и моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.) на Севрской мануфактуре (см. Севрский фарфор). В Великобритании в середине XVIII в. изготовлялись посуда и скульптура из мягкого фарфора и затем его разновидности "костяного фарфора" с каолином и пережжённой костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного фона). В Италии твёрдый и мягкий фарфор выпускался в XVIII в. в Венеции, Дочче близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с китайскими мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В XVIII-XIX вв. мануфактуры по производству твёрдого и мягкого фарфора были созданы также в Дании (Копенгаген), Швеции (Мариеберг), Голландии (Весп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии (Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах XIX в. (в Бржезове в Чехии, Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в подражание китайской. На протяжении всего XIX в., несмотря на улучшение технологического процесса, художественное качество европейского фарфора снижается. Лишь изредка из технических достижений извлекается художественный эффект (подглазурная роспись блёклыми красками с мягкими, нежными переходами тонов на заводе в Копенгагене в конце XIX начале XX вв.). В XX в. в оформлении массовых изделий повсеместно вводятся механические приёмы (переводные полиграфические изображения декалькомания, штамп, трафарет, ручная и машинная отводка), увеличивается выпуск технического фарфора, ведутся поиски современных выразительных форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто экспрессивная роспись. Некоторые заводы выпускают изделия по старым (в основном XVIII в.) формам.
В России привозной фарфор был известен со второй половины XVI в.; в XVIII в. над способом производства фарфора работали М. В. Ломоносов, московский керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод, где около 1747 Д. И. Виноградовым был открыт способ производства твёрдого фарфора из отечественных материалов (простые и изящные по форме сосуды, сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей, китайских сюжетов, портретов, гербов, монограмм, особенно выполненные живописцем А. И. Чёрным, жанровые фигурки). В последней четверти XVIII в. на заводе работали выпускники петербургской АХ и иностранные мастера, изготовлявшие сервизы, вазы, портретные бюсты, скульптуру (серия "Народы Российского государства", 1780-е гг.), в основном в стиле раннего классицизма, а в начале XIX в., и особенно после Отечественной войны 1812, в стиле ампир (изделия с живописью на военные темы, портретами героев 1812, скульптуры по моделям С. С. Пименова). С 1830-х гг. завод выпускал эклектические изделия; лишь на рубеже XIX-XX вв. с применением кристаллических и цветных огнеупорных глазурей и подглазурной росписи, а также в период работы на заводе технолога Н. Н Качалова, художника Е. Е. Лансере, скульптора Н. Я. Данько были созданы отдельные значительные произведения. Массовая продукция отличалась стилизацией, обилием слащавых мещанских мотивов, перегруженностью росписей золотом. В XVIII-XIX вв. были открыты многие частные фарфоровые заводы: Ф. Я. Гарднера (См. Дмитровский фарфоровый завод) в с. Вербилки Московской губернии, сочетавший ампирные формы с жанровые трактовкой изобразительных мотивов; князя Н. Б. Юсупова в с. Архангельское, выпускавший изделия по французским образцам; А. М. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губернии, изготовлявший вазы с лепными цветами, статуэтки и даже иконостас. Завод А. Г. Попова в с. Горбуново Московской губернии выпускал жанровую скульптуру подчёркнуто демократического характера. Традиция русского народного искусства ярко проявилась в изделиях многих мелких заводов первой половины XIX в., особенно Гжели (см. Гжельская керамика). К середине XIX в. были основаны крупные заводы: Дулёвский фарфоровый завод (ныне в Московской области), завод около с. Буды (Харьковского уезда на Украине), завод в Риге, которые постепенно перешли в руки капиталиста М. С. Кузнецова; продукция этих заводов, несмотря на высокое качество фарфорового черепка, в целом была эклектичной, отмеченной чертами отвлеченной символики и стилизации.
В советское время было налажено производство технического, бытового, художественного фарфора целиком из отечественных материалов, освоена новая советская тематика в росписи (изделия так называемого советского агитационного фарфора С. В. Чехонина, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., сочетавшие изящество исполнения и плакатную броскость изображения с новой советской эмблематикой и надписями) и скульптуре (обобщённые по форме, актуальные по общественному звучанию произведения В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько и др.). В 30-х гг. значительно увеличился выпуск массовой продукции, в основном силами Дулёвского и Дмитровского заводов, на которых были организованы художественные лаборатории, внедрившие в производство роспись изделий по эскизам заводских художников (так называемые ситцевые мотивы П. В. Леонова, мотивы русского народного орнамента Е. П. Смирнова). Однако общими недостатками фарфора тех лет, особенно массового, были увлечение приёмами станковой живописи, неорганичная связь росписи с формой изделий и затянувшийся процесс обновления этих форм. Поиски практичных, утилитарноцелесообразных форм начались в середине 50-х гг. (Э. М. Криммер, С. Е. Яковлева в Ленинграде, Т. Н. Воскресенская в Дулёве и другие). Появились лаконичные, простые по исполнению росписи, подчёркивающие красоту самого материала. Вместе с тем возросло применение механических способов украшения массового фарфора. К концу 60-80-х гг., наряду с внедрением в производство новых форм и органично связанной с формой росписи, стремящейся подчеркнуть красоту и благородство самого материала, наметился отход от узко понятой утилитарности в сторону усиления декоративного начала, повышения эмоциональность звучания фарфорового изделия в интерьере (В. М. Городецкий, Леонов и др.). Производственное объединение "Гжель" наладило выпуск подарочных фарфоровых изделий, в оформлении которых используются возрождённые традиции искусства народных мастеров XVIII-XIX вв.
Ваза "чёрного семейства". Китай. 17 18 вв. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Поднос из чайного сервиза с аллегорической росписью на темы побед русского оружия. Завод Ф. Я. Гарднера. Живописец И. Кестнер. 1775. Русский музей. Ленинград.
"Арлекин". Модель И. И. Кендлера. Середина 18 вв. Майсен (Германия). Музей Виктории и Альберта. Лондон.
"Красногвардеец". Скульптор В. В. Кузнецов. Петроградский фарфоровый завод. 1918. Русский музей. Ленинград.
Литература: П. А. Гурвиц, Фарфор и фаянс. Указатель русской литературы о фарфоре, X., 1922; Русский художественный фарфор. Сборник статей, под редакцией Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского, Л., 1924; Э. К. Кверфельдт. Фарфор. Л., 1940; (Б. Н. Эмме, Егорова-М. Л. Котлубай), Русский художественный фарфор, М.-Л., 1950; С. М. Кочетова, Фарфор и бумага в искусстве Китая, М.-Л., 1956; Западноевропейский фарфор XVIII-XIX вв. (Путеводитель по выставке), М., 1956; Л. В. Андреева, Советский фарфор, 1920-1930 гг., М., 1975; Zimmermann E., Chinesisches Porzellan, seine Geschichte, Kunst und Technik, Bd 1-2. Leipzig, 1913; Hannover E., Pottery and porcelain, v. 1-3. L., 1925; Penkala M., European porcelain, Amsterdam, 1947; Walcha O., Porzellan, 2 Aufl., Leipzig, 1964; Schnorr von Carolsfeld L., Porzellan der europдischen Fabriken, 6 Aufl., Bd 1-2. Braunschweig, 1974; Danckert L., Handbuch des Europдischen Porzellans, 4 Aufl., Mьnchen, 1978; его же, Manuel de la porcelaine europйenne, P., 1980; Patterson J. E., Porcelain, N. Y., 1979; Meister P. W., Reber H., Europдisches Porzellan, Sturtgart, 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)