(франц. faпence, от названия итальянского города Faenza Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Близкие по виду к фаянсу художественные изделия были известны в Древнем Египте. Разнообразные виды фаянса производили с IV-V вв. в Китае (в VII-XIII вв. с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее в Корее (XI-XIII вв.), Японии (с XVI в. славился фаянс мастерских Сацума). В мусульманских странах с XII в. получила распространение мелкопористая фарфоровидная масса (среднеазиатское название "кашин"), изобретённая, видимо, в Иране в X-XI или XI-XII вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравировкой и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе, Мишеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджанской ССР (Орен-Кала). Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями (минаи, XII-XIII вв.) или люстром (конец XI начало XIV вв.) по опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазури (центры
Рей, Катан, Саве и др.), а также сефевидские (XVI-XVII вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман,
Кашан и др.). Иранские мастера способствовали расцвету в XVI-XVIII вв. производства фаянса в Турции (облицовочные
панно, тарелки, вазы с пышным многоцветным растительным декором). В Европе собственно фаянс начали выделывать около 1525-65 в Сен-Поршере во Франции. Близки фаянсу были произведения Б. Палисси (XVI в.) и мастерских Делфта (с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью; расцвет около 1680-1740). Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг.; Дж. Уэджвуд, конец XVIII в.) усовершенствовали фаянс, прочно ввели его в практику. В XVIII-XX вв. высокого качества фаянс производили в Великобритании, Франции, Германии, России. Определились характерные для фаянса черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщённость форм, разнообразие способов декорировки, цветовой палитры, видов глазурей. Русские заводы (в Межигорье под Киевом, с 1799; А. Я. Ауэрбаха в селе Домкино, с 1809, с 1839 в селе Кузнецово Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, ныне Конаковский завод имени М. И. Калинина, и др.) производили разнообразный фаянс: белый,
опак ("непрозрачный фарфор") с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серый, лиловый, мраморный, украшенный рельефом, цветными глазурями и др. Грубый фаянс, так называемый полуфаянс (преимущественно с синей росписью), и "бронзовый товар" (полуфаянс с росписью золотистым люстром) выпускали в Гжели (
см. Гжельская керамика); там же на ряде заводов в XIX в. производили тонкий фаянс Основной центр производства советского художественного фаянса завод имени М. И. Калинина (посуда, мелкая
пластика по моделям художников В. Г. Филянской, М. П. Холодной, И. Г. Фрих-Хара, Е. М. Гуревич и другие).
Фрагмент стенной облицовки. Из Изника. Турция. Вторая половина 16 в. Эрмитаж. Ленинград.
Кувшин. Невер. Франция. 17 в. Лувр. Париж.
Скульптурная группа. Гжель. 19 в. Исторический музей. Москва.
О. В. Малышева. "Моряки". 1972.
Литература: А. Н. Кубе, История фаянса, Берлин-П.-М., 1923; А. Лукас, Материалы и ремесленные производства Древнего Египта, перевод с английского, М., 1958; А. Б. Салтыков, Русская керамика, М., 1952; Е. Бубнова, Старый русский фаянс, М., 1973; Ю. Миллер, Художественная керамика Турции, (Л., 1972); Р. А. Ксенофонтова, Японское традиционное гончарство XIX -первой половины XX в., М., 1980; Fйhйrvari G., Islamic pottery, L, 1973. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)