Художественная энциклопедия - турция
Связанные словари
Турция
В XVI в. расцвет переживало искусство миниатюры, в котором наряду с направлением, всецело связанным с традициями иранской миниатюры сефевидского периода (см. Иран), определилось направление, развивавшее самобытные черты тяготение к чётко ритмизированным многофигурным сценам, резкость жёстких линий рисунка, яркость локальных цветов (Насух, Осман и др.). Среди декоративных искусств ведущее место сохраняла керамика: архитектурная (панно и фризы из плиток с подглазурной орнамент, росписью), бытовая (сосуды с многоцветными, реалистически трактованными цветовыми мотивами). XVI начале XVII вв. время расцвета ковроделия (центр Ушак; "медапьонные", "звездчатые" ковры). Высокого уровня достигла художественная обработка кости, кожи, металла. В XVII в., с начавшимся экономическим и политическим упадком Османского государства, утратило свою интенсивность гражданское строительство. Культовое зодчество всецело опиралось на наследие XVI в. (мечеть Ахмедие в Стамбуле). Традиции турецкой миниатюры продолжали Календер, Накши. В XVIII-XIX вв. всё сильнее проявлялось европейское влияние, приведшее к смешению стилей. Создавались мечети, фонтаны, в которых заметны черты барокко и рококо. В начале XX в. имели место попытки придать архитектуре национальный характер путём копирования форм сельджукского и османского зодчества (творчество Кемаледдина, Ведата Тека). Во второй половине XVII-XVIII вв. миниатюра обрела черты европейской живописи, зародилась станковая живопись (Левни). Во второй половине XIX в. живописцы работали в русле европейской школы как в духе академизма, так и под влиянием реалистического направления (Осман Хамди, Сейит-бей); с 1910-х гг. распространились принципы импрессионизма и постимпрессионизма (Н. З. Гюран, И. Чаллы, Ф. Дуран, X. А. Лифиж). С конца 20-х гг., с установлением Турецкой республики, по генеральному плану застраиваются города (Анкара и др.), возводятся здания в духе функционализма, неоклассицизма, а также в современном национальном стиле (творчество С. X. Эльдема, Э. Оната). С конца 20-х гг. в изобразительное искусство проникли веяния экспрессионизма, кубизма, конструктивизма, а с 50-х гг. абстрактного искусства. Ряд мастеров, сочетая опыт новейших европейских течений с традициями пластики хеттов (живописец и график Дж. Толлу, скульптор X. Гезер), турецкой миниатюры и декоративного искусства (живописцы и графики Н. Берк, И. Балабан, график М. Аслыер), стремится к выработке современного художественного национального стиля. Некоторые художники сохраняют непосредственную связь с традициями турецкой миниатюры (живописец и график Т. Заим). Развивается керамика, ковроделие и другие отрасли декоративно-прикладного искусства.
Синан. Мечеть Селима II (Селимие) в Эдирне. 1569 1975.
Блюдо из Изника. Вторая половина 16 в. Эрмитаж. Ленинград.
Медресе Индже-минаре в Конье. 1262 1268. Портал. Резьба по камню.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ВИИ, т. 2, 6 (кн. 1), М., 1961-65; ВИА, т. 8, 11, М., 1969-73; Turkish art, Wash. N. Y., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)