Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - китай

Китай

Китайская Народная Республика, социалистическое государство в Восточной и Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Китая восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Сохранились остатки обнесённых рвами неолитических поселений с глинобитными ямного типа жилищами на жердевом каркасе. Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные, разнообразные по размерам и формам глиняные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), однотонные или искусно расписанные по поверхности полихромным геометрическим узором (ромбы, спирали; по месту находок расписная керамика получила наименование "Яншао", чёрные гладкие сосуды без рисунка "Луншань", 3-2-е тысячелетия до н. э.). В период государства (Шан Инь; 2-е тысячелетие до н. э.) появились города, обнесённые стенами, с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследственных правителей ванов на центральной магистрали. Остатки дворца столицы близ современного г. Аньян указывают на зарождение в этот период каркасной системы в китайском зодчестве (на глинобитной платформе возводились столбы, перекрытые подкровельными горизонтальными балками). Дошедшие до нас в большом количестве бытовые и ритуальные сосуды 2-го тысячелетия до н. э. свидетельствуют о сложении самобытного стиля искусства. Они отличаются разнообразием форм, пластически обогащённых причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц, чудовищ, изощрённой фантазией узоров. В погребениях 2-го тысячелетия до н. э., помимо бронзовых сосудов, обнаружены сосуды из матовой белой глины, инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие и резные изделия из нефрита. Подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 500 м2). Они состояли из 2 расположенных одно над другим помещений со стенами, украшенными инкрустацией и росписью. При входах ставились каменные статуи фантастических животных стражей могил.

Важный этап в развитии китайской культуры середина 1-го тысячелетия до н. э. (период Чжоу XI-III вв. до н. э. и входящий в него период Чжаньго V-III вв. до н. э.). Возникшие в 1-м тысячелетии до н. э. важнейшие религиозно-философские учения конфуцианство и даосизм, обобщившие представления о структуре мироздания и общества, оказали значительное воздействие на всю последующую культуру Китая.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. на базе прошлого опыта складываются принципы архитектуры и градостроительства, которые легли в основу средневекового китайского зодчества. Они были зафиксированы в письменных трактатах ("Чжоу ли", III в. до н. э.) с конкретными указаниями расположения зданий, ширины улиц и т. д. К середине 1-го тысячелетия до н. э. менялся и характер бронзовых сосудов, формы которых становились более мягкими и изящными, узоры более графичными и плоскими. Рельефные мотивы заменялись инкрустацией. В орнамент включались жанровые сцены (охота, жатва), связанные с ритуальными обрядами. Складывался и характерный для Китая вид живописи тушью на свитках. Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены также небольшие изящные расписные лаковые изделия этого периода.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство Цинь (221-207 до н. э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены. О разнообразии строительных приёмов периодов Цинь и Хань (206 до н. э. 220 н. э.) свидетельствуют глиняные модели домов из погребений знати (сильно вытянутые вверх 2-3-этажные дома, покрытые черепичными крышами, увенчанными коньком), многоярусные дозорные башни "лоу", усадьбы с постройками, расположенными в глубине прямоугольных в плане замкнутых дворов. Сложившиеся конструктивные и декоративные приёмы получили развитие в период средневековья (система кронштейнов "доугунов", орнаментация черепичных наверший кровли и т. д.). В изобразительном искусстве периода Хань переплетаются черты культур многих соседних народов Азии с местными стилистическими особенностями. Гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического (навеянного конфуцианской идеологией) характера из погребений знати (семейства У в Уцзялине, 147 н. э., гробница в Иннане обе в провинции Шаньдун) отражают всё многообразие представлений древних китайцев о структуре Вселенной, странах света. Реальные, жизненные наблюдения перемежаются в них с яркой фантастикой. Живопись, также сохранившаяся на стенах погребений (росписи из могилы знатного сановника в уезде Ваньду, 126-144), по стилю соответствует рельефам. Ханьская монументальная пластика также связана с оформлением погребений (фигуры крылатых львов, статуи боевых коней, воинов, чиновников образовывали подчас огромные процессии охранителей). Более непосредственны небольшие глин, фигуры (чиновники, слуги, музыканты) из погребений.

В искусстве периода раннего средневековья (IV-VI вв.) возник ряд новых тем и образов. Буддизм, пришедший из Индии в первых веках н. э. со своей иконографической системой и сюжетами, обусловил тягу к более монументальным формам в архитектуре, скульптуре и живописи, породил стремление к созданию грандиозных синтетических комплексов, способствовал появлению образов буддийских божеств. Распространение буддизма повлекло за собой возникновение новых типов культ, сооружений скальных монастырей (Юньган, Майцзишань, Цяньфодун близ Дуньхуана, Лунмынь), мемориал Башен пагод и деревянных наземных храмов со скульптурной алтарной композицией. Скальные монастыри и храмы высекались по типу индийских в толще скал. Квадратные, прямоугольные или полукруглые в плане пещеры вмещали в себя многократно воспроизведённые скульптурные изображения Будды, его учеников, святых и др. Потолки и стены заполнялись гравированными рельефами и росписями. В скульптуре и настенной живописи проявляется интерес к духовному миру человека. Пагоды этого времени соединяют в себе местные и иноземные архитектурные приёмы. Пагода Сунъюэсы (провинция Хэнань, 520) сочетает ярусную чёткость и вытянутость пропорций древних дозорных башен Китая с гибкостью, мягкой кривизной силуэта и пластичностью индийских башнеобразных храмов. В станковой живописи на шёлке и на бумаге широкое распространение получает бытовой жанр, возникают первые пейзажные фоны. Устанавливаются 2 типа свитков горизонтальные и вертикальные (самые ранние свитки созданы Гу Кайчжи, IV начало V вв.; дошли в средневековых копиях). Появились теоретические работы, обобщившие опыт многих поколений (т. н. шесть законов живописи Се Хэ, V в.). IV-VI вв. время расцвета каллиграфии, развивавшейся в стилистическом единстве с живописью.

Периодами наивысшего подъёма всех областей культуры Китая были VII-XIII вв. время господства могущественных государств Тан (618-907) и Сун (960-1279). Эти периоды ознаменовались широкими торговыми и культурными связями со многими странами Востока. Зрелое средневековье творчески переосмыслило привнесённые в IV-VI вв. иноземные образы и формы. В период Тан большая роль по-прежнему принадлежала монументальной скульптуре и архитектуре, отличавшимся ясной гармонией и спокойным величием форм. Города (Лоян, Чанъань), достигшие огромных размеров, сохраняли прежнюю чёткость планировки с разделением на замкнутые в стенах кварталы, симметрично расположенные по сторонам центр, магистрали. Монумент, дворцовые и храмовые здания делились на несколько типов и возводились по одному простому принципу. В основе каждого сооружения "дянь" (одноэтажный прямоугольный в плане павильон), "лоу", или "гэ" (многоэтажные здания с обходными галереями), "тай" (небольшая беседка на высоком каменном основании), "тин" (беседка в парке), "лян" (галерея) лежит простейшая ячейка каркаса, образованная 4 столбами и системой балок перекрытия. Сочетание этих ячеек создаёт конструктивную и пространственную основу самых различных зданий. Стены не являются несущим элементом; изогнутые по краям, поддерживаемые покрытыми красным лаком столбами, балками и системой "доугунов" черепичные крыши как бы парят в воздухе (храм Фогуан в горах Утайшань, 857). Монументальная ясность и рациональность присущи танским кирпичным пагодам (Даяньта, 652, перестроена в 704, и Сяояньта, 707-709, обе близ Сианя).

Градостроительные мероприятия периода Сун связаны с расширением торговли, увеличением населения. Кварталы северосунской столицы Бяньлян (ныне Кайфын) не имели стен, по сторонам главной магистрали выстраивались ряды лавок. Архитектура этого времени тяготела к большему изяществу форм, стройности пропорций. Для пагод сунского периода характерны более вытянутые пропорции, более сложные планы (Баочу, 968, и Люхэта, 970-1156, в Ханчжоу; Тета, или "Железная пагода", в Кайфыне, 1041-48; Бэйсыта в Сучжоу, 1031-62). В новой (с 1127) столице Ханчжоу и других районах к югу от р. Янцзы культивировались комплексы небольших по размерам садов, имитирующих естественную природу. Монументальной скульптуре и погребальной пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре. Статуи пещерных храмов Дуньхуана и Лунмыня отличаются пластической красотой, жизнеутверждающим духом. Лица буддийских божеств (при соблюдении художниками общих иконографических законов) отражают китайский этнический тип. Формы тела и одежды приобретали мягкость и объёмность (статуя Будды Вайрочана в Лунмыне, VII в.). Рельефы и мелкая пластика из погребений отличаются большим сюжетным многообразием, остротой характеристик. В период Сун гармония физического и духовного начал постепенно утрачивалась. Пропорции тел удлинялись, жесты становились более манерными (женские статуи из пещерного храма Тайюань).

Высшим достижением искусства средневекового Китая является живопись, в которой с наибольшей полнотой воплощены гуманистические идеалы. Культовые настенные храмовые росписи, исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Даоцзы, Янь Либэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты чиновников, пейзажи). Установились определенные жанры в станковой живописи: портрет (Янь Либэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У Даоцзы), живопись "цветы-птицы" (Бянь Луань), анималистический жанр (Хань Гань). Пейзаж "шань-шуй" ("гуры-вуды") приобретал самостоятельное значение и тесно сплетался с возвышенной поэзией и древними представлениями о силах мироздания. Своеобразные художественные приёмы позволяли достигать больших обобщений, создавать впечатление цельности природы как части бескрайнего мира (высоко поднятая линия горизонта, противопоставление разномасштабных предметов, создание между дальними и ближними предметами воздушной среды в виде тумана, воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи Ван Вэя. В периоды "Пяти династий" (907-960) и Сун философская направленность пейзажной живописи влияет и на другие живописные жанры, в т. ч. на жанр "цветы-птицы" (Сюй Си, Хуан Цюань), передающий через малый фрагмент природы глубокие философские идеи (Цзин Хао, Цзюй Жань, Цуй Бо). Значительное место в это время занимала "живопись учёных" (Су Ши, Вэнь Тун, Ми Фэй) поэтов, литераторов, считавших себя независимыми от академии, направления и писавших в свободной манере, стараясь (как и живописцы, связанные с идеалами будд, секты Чань, Му-ци, Лян Кай, Ин Юйцзянь) отобразить в своём творчестве "дао" скрытый смысл явления, движение Вселенной, её душу. Пейзажи периода Северной Сун (960-1127) изображают мир в его необъятности, суровым и величественным, отдалённым от человека (Го Си, Фань Куань, Ми Фэй, Ли Чэн и Гуань Тун). Творческие достижения живописцев обобщаются в трактатах, по своей поэтической форме созвучных живописи (трактат Го Си, середина XI в.).

В период Южной Сун (1127-1279) на смену грандиозным ландшафтам приходит пейзаж, приближённый к людям, воспевающий простую природу. Настроения, переданные пейзажем, овеяны большим лиризмом (картины Ли Тана, Ли Ди, Ма Юаня, Ся Гуя и др.).

Высокого расцвета в периоды Тан и Сун достигло декоративно-прикладное искусство. Появились многообразные изделия из фарфора: белоснежный фарфор из г. Синчжоу; фарфор, расписанный яркими цветными глазурями. Известны изящно-простые по формам серо-голубые и серо-зелёные керамические сосуды из мастерских сёл Лунцюань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, белые сосуды с рельефным орнаментом из Динчжоу-яо и чёрно-белые из Цычжоу-яо с изысканным монохромным рисунком. Распространились ткани "кэ-сы", узоры которых создавались по мотивам, заимствованным из живописи.

В период монгольской династии Юань (XIII-XIV вв.) продолжали сохраняться и развивались традиции танского и сунского искусства. Перестраивались ансамбли юаньской столицы Даду (позже Пекин), расширялась её территория. Создавались дворцовые комплексы, главные здания которых соединялись посредине галереей, образуя обширные, квадратные в плане дворы. В живописи наблюдалась известная стабилизация жанров. Пейзажи Ни Цзаня, Хуан Гунвана, Ван Мэна, У Чжэня и др. ещё более лиричны и интимны, чем сунские. Мастера направления "живописи учёных" использовали пористую бумагу, их палитра монохромна или неярка.

В периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) окончательно утвердились принципы регулярной, строго симметричной планировки городов с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Грандиозные масштабы и пространств, размах присущи и погребальным сооружениям (комплекс Шисаньлин близ Пекина, XV-XVII вв.). Типы построек с усовершенствованным стоечнобалочным каркасом оставались почти неизменными до кон. XIX в., хотя наряду с деревом шире применялись камень и кирпич (новый тип кирпичный безбалочный храм "уляндянь" в Нанкине, 1398). Сооружения приобретали большую динамичность, декоративность; системы "доугунов" занимали всё подкровельное пространство и расписывались яркими красками. Дворцовые и храмовые сооружения XVIII-XIX вв. приобрели особую пышность, ещё более возросла роль декоративного убранства (загородный парк Ихэюань близ Пекина с лёгкими причудливыми беседками, многочисленной орнаментальной скульптурой). К концу XIX началу XX вв. растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органичного соединения орнамента и формы.

Живопись периодов Мин и Цин отличается канонизацией художественных приёмов. Более свободно творчество мастеров, живших вдали от столицы и образовавших многочисленные художественные школы чжэцзянскую (Дай Цзинь), сучжоускую (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин) и др. Яркий мастер жанра "цветы-птицы" этого времени Сюй Вэй писал в свободной эскизной манере "се-и" ("живопись идей"). Мастера бытового жанра Чоу Ин, Тан Инь, Чэнь Хуншоу и др. создавали картины, иллюстрирующие старинные легенды и поэмы, в тонкой и подробной графической манере "гун-би". Широкое распространение в периоды Мин и Цин получили лубок, гравюра на дереве и книжная иллюстрация. В период Цин, отличавшийся эклектичностью, в разных стилях и манерах работали пейзажисты Ван Хой, Ван Шиминь, Ван Цзянь, Ван Юньци (группа "четырёх Ванов"), в традиционной манере жанра "цветы-птицы" писал Юань Шоупин.

В XIV-XIX вв. возросло производство многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растительными мотивами, выполненными подглазурной росписью кобальтом, надглазурными яркими красками ("доу-цай" борьба цветов). Изготовлялся и белый фарфор (в Дэхуа), появилась перегородчатая эмаль. В традициях прошлого выполнялись изделия из красного резного лака (сосуды, мебель), вышивки, ткани "кэ-сы", резьба по камню, бамбуку и кости.

Во второй половине XIX в. в превращённом в полуколонию Китае резко обострились социальные противоречия. Во всех областях культурной жизни наблюдался общий упадок. Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу) застраивались эклектичными зданиями европейского типа, стилизованными в национальных традициях. Не менее эклектичным был и т. н. китайский ренессанс (дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, библиотека обе постройки в Пекине), механически соединивший черты китайской и европейской архитектуры.

Первыми мастерами, сумевшими приблизить традиционное искусство к жизни, были Жэнь Бонянь, У Чанши, Чэнь Шицзэн, Гао Цзяньфу, стремившиеся вновь утвердить красоту мира природы (см. Гохуа). Появилась живопись маслом европейского типа.

Октябрьская революция 1917 в России вызвала в Китае подъём демократических сил. В 20-х гг. появились плакат, гравюра нового типа, формировалась революционная карикатура. Наиболее широко гравюра Китая соприкоснулась с жизнью народа в 40-х гг., после создания Академии искусств имени Лу Синя (1938), когда сформировался круг современных мастеров (серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа, Ма Да и др.).

Образование Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 создало новые возможности для развития демократической культуры. Развернулись градостроительные работы. Были построены многие жилые и общественные сооружения, расширены улицы и площади. В проектировании и строительстве большую помощь оказывали специалисты СССР и других социалистических стран. В архитектуре 50-х гг. зодчие Китая соединяли традиционные декоративные элементы с современными строительными конструкциями (здание Всекитайского собрания народных представителей, гостиницы "Пекин" и "Дружба" в Пекине). В живописи 50-х гг. значит, роль играло творчество Ци Байши, Пань Тяньшоу, Хуан Биньхуна и Сюй Бэйхуна. Не выходя за круг традиционных мотивов пейзажа, жанра "цветы-птицы", Ци Байши раскрывал красоту природы. Сюй Бэйхун создавал образы современников портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приёмы живописи гохуа с приёмами современной европейской живописи. В историческом, бытовом и пейзажном жанрах тот же метод использовали Ли Кэжань, Цзян Чжаохэ и др. Получили распространение многие отрасли декоративно-прикладного искусства. Значительное место занимали выделка художественных тканей и вышивка. Годы "культурной революции" были периодом упадка китайского изобразительного искусства. По существу, его единственной областью, имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвященной пропаганде "культурной революции" и "идей Мао". Оживление художественной жизни наблюдается с начала 1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художественной выставки и Всекитайской выставки кустарно-художественных изделий. В конце 70-х начале 80-х гг. значительно расширилось строительство жилых и общественных сооружений. В Пекине возведены новые кварталы, многоэтажных домов, существенно изменившие облик столицы (снесён ряд средневековых стен и крепостных ворот). В русле традиционной китайской живописи успешно работают молодые живописцы У Юнлян, Сун Чжунъюань (жанр "люди"), Хо Чуньян, Юй Цзигао (жанр "цветы-птицы"). Лирические, нежные и тонкие по цветовой гамме пейзажи создают Сюй Си, Цзя Юфу и др. Разнообразие климатических условий нашло отражение в народной архитектуре Китая. На юге лёгкие деревянные здания с высоко поднятыми углами крыш, на севере массивные постройки с глинобитными стенами, в центральных районах прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных районах дома пещерного типа. Самобытна архитектура и искусство автономных районов Китая Тибета (см. Лхаса) и Синьцзяна.

Сосуд. Керамика. Культура Яншао. 3 2-е тыс. до н. э.

Сосуд "ху" для жертвенного вина. Бронза. Период Шан. 2-е тыс. до н. э.

Даяньта ("Большая пагожа диких гусей") блияз Сианя. 652, перестроена в 704.

Статуя Будды Вайрочана в скальном храме Лунмынь. Известняк 672 676.

Один из скальных храмов в Юньгане. Песчаник. 5 в. Интерьер.

Дун Юань. Пейзаж. 10 в.

Ма Юань. "Причудливая сосна". Шелк, тушь, водяные краски. 12 в. Городской музей. Шанхай.

Храм Циняньдянь в ансамбле "Храма неба". Пекин. 1420.

Стопка для кистей. Слоновая кость, ажурная резьба. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

Шкатулка. Черный лак, инкрутсация перламутром. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

Ци Байши. "Белка". Бумага, тушь, водяные краски. 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин.

Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1-12 (кн. 2), Л.-М., 1966-77; О. Н. Глухарева, Б. П. Денике, Краткая история искусства Китая, М.-Л., 1948; С. Кочетова, Фарфор и бумага в искусстве Китая, М.-Л., 1956; О. Н. Глухарева, Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство, М., 1958; М. Н. Кречетова, Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Н. А. Виноградова, Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Sirйn О., Chinese painting: leading masters and principles, v. 1-7, L.-N. Y., 1956-58; Watson W., Style in the arts of China, Harmondsworth, 1974; Chinesische Malerei seit der Kulturrevolution: eine Dokumentation, Kцln, 1975; Thilo Th., Klassische chinesische Baukunst, Lpz., 1977; Sickman L., Soper A., The art and architecture of China, Harmondsworth, 1978; Tregear M., Chinese art, L., 1980; Loehr M., The great painters of China, Oxf., 1980; Oort H. A. van, Chinese kunst een inleiding, Baarn, 1980; Violet R., Einfьhrung in die Kunst Chinas, Lpz., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое китай
Значение слова китай
Что означает китай
Толкование слова китай
Определение термина китай
kitay это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):