Художественная энциклопедия - ткани
Связанные словари
Ткани
Ткани Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тысячелетия до н. э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времён славились китайские, главным образом шёлковые и "золотные" (с металлической нитью) ткани, известные с конца 2-го тысячелетия до н. э. (сохранились фрагменты узорчатых тканей V-III вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. 220 н. э.) и др.). Широкое распространение получили изготовлявшиеся в XVI в. и особенно в XVII в. в Китае шёлковая камка-китайка (русское название), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т. д. Орнамент китайских тканей геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским тканям близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тысячелетия до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани; сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (III-VII вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т. д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В XV-XVII вв. высоко ценились иранские шёлковые и "золотные" ткани так называемые объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т. д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (IV-VII вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских тканей испытала воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т. д. В арабских странах выделывались шёлковые и "золотные" ткани, узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) XV-XVIII вв., обычно с крупным узором из "опахал", полумесяцев, цветов гвоздики и др.
С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета XVI в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким растительным узором (мавританское влияние), разнообразные "золотные" ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские ткани приобрели известность с XIV в.; расцвет их производства приходится на XVI-XVII вв. Наиболее известны: венецианская камка с "чешуйчатым" и мелким растительным ("мелкотравчатым") узором, различные бархаты (шёлковая основа и уток) орнамент геральдический и растительный, реже изображения зверей. Из "золотных" итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название аксамит). С XVII в. с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в XVIII в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены.
Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян X-XI вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей XII в. (узор переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные ткани (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В XVI-XVII вв. славились русские льняные, а в XVIII в. шёлковые ткани: выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий букеты роз и других цветов, трактованных реалистически). В начале XIX в. развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых тканей (особенно парчи); в 30-40-х гг. XIX в. активное развитие получило ситценабивное дело.
В XX в. с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.
В 20-х гг. в СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков (советская эмблематика, композиции на производственные темы). В 30-х гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, ткани не только лучшими по техническому качеству, но и многообразными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам В. К. Склярова, М. В. Хвостенко и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент. К середине 30-х гг. возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 50-х гг. мастера советских тканей (Н. В. Кирсанова, Е. Я. Шумяцкая, Н. М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов, Н. И. Фёдоров и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента. Развивается производство шёлковых набивных тканей (комбинат "Красная Роза", Москва), ситцев (Ивановская область); распространено льняное ткачество (Смоленская область). Традиции ручного ткачества продолжают мастера народных художественных промыслов (Украина, Белоруссия, республики Советской Прибалтики и другие).
Шёлк. Александрия или Константинополь (?). 7 8 вв. Ватиканские музеи. Рим.
Ситец. СССР. Конец 1920-х 30-е гг.
Стенная панель (по рисунку Филиппа де Лассаля). Франция. Шёлк-лампас. 17 в. Музей истории тканей. Лион.
Хлопчатобумажная ткань, набойка. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
Литература: Ф. С. Рогинская, Советский текстиль, М., 1930; Н. Н. Соболев, Очерки по истории украшения тканей, (М.-Л.), 1934; Русское декоративное искусство, т. 1-3, М., 1962-65; С. И. Руденко, Древнейшие в мире художественные ковры и ткани, М., 1968; И. Ю. Бирюкова, Западноевропейские набивные ткани XVI-XVIII в. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1973; К. А. Макаров, Советское декоративное искусство. (Альбом), М., 1974; В. Я. Берсенева, Н. В. Романова, Вопросы орнаментации ткани, М., 1977; В. Н. Козлов, Основы художественного оформления текстильных изделий, М., 1981; Weibel A. S., Two thousand years of textiles, N. Y., 1952; Pavon M., Forme e tecniche nell'arte tessile, (Treviso, 1972). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)