Художественная энциклопедия - индия
Связанные словари
Индия
Распространение буддизма при царе Ашоке (III в. до н. э.) вызвало массовое строительство храмов-чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие вихара, а также мемориальных сооружений ступ и столбов-стамбха. К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа No 1 в Санчи (III-II вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченных в горах Барабара (III в. до н. э.). Характерные памятник эпохи Маурья капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель"; около 243 до н. э.) со стилизованными фигурами 4 львов и статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник; вероятно, II в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами. Во II-I вв. до н. э. наивысшего расцвета искусство Индии достигло в рабовладельческих государствах Андхра в Декане и Шунга на севере Индии. К этому времени относятся крупные скальные монастырские комплексы в Бхадже, Насике, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значительное скальное сооружение чайтья в Карли (I в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения. Идеей неисчерпаемости, многообразия мира проникнуты многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхархуте (II в. до н. э.) и воротах ступы No 1 в Санчи, установленных в I в. до н. э. По сравнению с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные. Изысканность форм отличает рельефы ступы Амаравати (II в. до н. э.). В первых веках н. э. северо-западные районы Индии входили в состав Кушанского царства, с которым связан расцвет пластики Гандхары (где впервые появилось антропоморфное изображение Будды) и школы Матхуры. С образованием в северных и центральных районах Индии мощного государства Гуптов (IV-VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм No 17, V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутренними помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуя Будды из Сарнатха, песчаник, V в.). Культурное наследие эпохи Гуптов развивалось в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, VI-XII вв.; Раштракутов, VIII-X вв.), юга (Паллавов, расцвет в VII в., существовало по IX в.) и севера (Харши, VII в.) Индии. Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствующих идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Около VI в. появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.
Наиболее значительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (II в. до н. э. VII в. н. э.). Выполненные на сюжеты буддийских преданий, они создают вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры (между VI-X вв.) известны стенными барельефными композициями с изображениями буддийских и брахманских богов и мифических героев. По сравнению с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов пластически сочные, исполненные напряжённой динамики. Величием образов и композиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта (VIII в.). В VI-VII вв. определились 2 основных типа наземного храма: северный и южный. Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем завершение "шикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных шикхара параболических очертаний с диском-"амалака" наверху. Принципы храмовой архитектуры Южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные, высеченные из валунов монолитные храмы-"ратхи" прототипы святилища и надвратной башни-гопурам южно-индийского храма, а также шедевр южно-индийской скульптуры гигантский многофигурный барельеф "Нисхождение Ганга" (VII в.). В Канчипураме был сооружён храмовый комплекс Кайласанатха (первая половина VIII в.), который лёг в основу развития композиции южно-индийского храма в целом. Его прямоугольный двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для Молящихся мантапам. Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (середина VIII в.). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.
С X-XI вв. с укреплением феодализма в Индии быстро росли города, развёртывалось храмовое строительство. Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, объемно-пространственные композиции более сложными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимала декоративный характер. В X-XIII вв. в столицах различных государств Индии возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архитектурных школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного северного типа (храм Лингараджа в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных архитектурных объемов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди которых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц у храма бога солнца Шурья в Конараке, середина XIII в.). Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к северному типу (Кандарья Махадео, около 1000), характерны компактность композиции, обилие скульптурного убранства как наружных, так и внутренних поверхности стен. В Южной Индии в X-XI в. сооружались храмы (Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре, XI в.), в которых архитектурная композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в VIII в. в Канчипураме, получила своё завершение: шикхара обрела чёткость силуэта; декор, сдержанный и пластичный, строго подчинялся архитектонике здания. На юге Индии в X-XII вв. распространилась бронзовая пластика (статуи и статуэтки индуистских божеств).
Завоевание Северной Индии в конце XII начале XIII вв. мусульманскими феодалами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока; господствующей религией стал ислам. В Индии утвердились иные конструктивные элементы (купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), небывалого расцвета достигло строительство дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, так как религиозные требования ислама препятствовали созданию антропоморфных изображений. В декоративноприкладном искусстве стали развиваться преимущественно растительные и геометрические орнаменты. В период укрепления Делийского султаната (начало XIII середина XIV вв.) были возведены мечеть Кувват-уль-Ислам с минаретом Кутб-Минар в Дели, а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все XIV в.; ныне на территории Дели). С распадом Делийского султаната художественные силы страны рассредоточились по отдельным феодальным государствам. В султанате Гуджарат были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, около 1515). В Бенгалии возникли постройки с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандуе, около 1360). В государствах Декана в XIV-XVII вв. сооружались здания, сочетавшие в себе инженерные достижения мусульманской архитектуры с местными архитектурными традициями (мавзолей Гол-Гумбаз в Биджапуре). С образованием империи Великих Моголов (1526) искусство Индии переживает новый подъём, достигнув наивысшего расцвета при правителе Акбаре (1556-1605). Были созданы замечательные образцы градостроительства и фортификацного искусства: Агра-форт, город-крепость Фатихпур-Сикри (1569-84), форт в Аджмере (1570). Складывался классический тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели). При Шах-Джахане (1627-58) в архитектуре усилилось стремление к роскоши, излюбленным материалом стал мрамор, нередко инкрустированный самоцветами (дворцы и мечети в Агра-форте, Красном форте (Лал-Кила) в Дели). В сдержанных классических формах сооружена лучшая из мечетей XVII в. Соборная мечеть в Дели. Традиционные формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре. Но уже в XVIII в. могольские постройки отмечены чертами безвкусицы. На высоком уровне продолжало развиваться искусство Раджастхана, сохраняя местные традиции. Многовековый опыт каменного крепостного строительства сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, XVI в.; Датии, XVII в.; Удайпура, XVI-XVIII вв.). Столица Раджастхана Джайпур (основана в 1728) с регулярной планировкой один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. В период господства мусульманских феодалов в Северной Индии традиционная храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем юге, где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с квадратными башнями-гопурам, покрытыми скульптурой. С веками количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город (храмовые комплексы в Чидамбараме, Мадурай). В средневековый период в Индии получила развитие миниатюрная живопись. Среди ранних школ индийской миниатюры гуджаратская школа (XI-XVI вв.). Будучи главным образом иллюстрациями религиозных книг, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным изображением человеческих фигур, локальными красками. В XVI в. возникла могольская школа миниатюры, в которой проявилось стремление к достоверности изображения; распространение получили иллюстрирование исторических трактатов, портретный и анималистический жанры. С середины XVI в. развивалась раджпутская школа миниатюры, а позже школа Пахари. Религиозно-мифические по тематике миниатюры обеих школ отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирической проникновенностью.
В период английского колониального господства (XVIII в. 1947) в Индию проникает влияние европейской культуры. Стали быстро расти портовые города Калькутта, Мадрас, Бомбей, где уже с XVII в. англичане воздвигали форты, доки и христианские церкви. Возникли новые города центры развивающейся промышленности, а с ними и новые для Индии типы сооружений: железнодорожные вокзалы, муниципалитеты. Вновь создаваемые города делились на кварталы: европейские благоустроенные, с административными зданиями, особняками и парками, и индийские с хаотической застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов. Образец градостроительства колониального периода Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.). В XVIII середине XIX вв. административные, деловые здания, частные резиденции строились в формах английского классицизма, а затем неоготики. В полосу глубокого кризиса в колониальный период вступило изобразительное искусство Индии, постепенно утрачивавшее свои древние традиции. Среди художников второй половины XIX в. широко известен Р. Варма, обратившийся в своих картинах, выполненных в духе западноевропейского академизма, к изображению жизни индийского народа. В последней четверти XIX начале XX вв., с развитием национально-освободительного движения и пробуждением интереса к национальной культуре, в архитектуре Индии распространилась стилизация под традиционные формы индийского зодчества (университет в Хайдарабаде, 1918). На рубеже XIX-XX вв. группа индийских художников во главе с А. Тагором и искусствоведом Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению "Бенгальскому возрождению", которое ставило своей целью создать на основе старинных традиций индийских росписей и миниатюры, а также китайской и японской живописи новое национальное искусство. Сцены сельской жизни и мифические композиции мастеров "Бенгальского возрождения" Н. Бошу, Ш. Гупто, Ш. Укила и др. отличались лирической тонкостью, игрой стилизованных линий, но были далеки от проблем современной жизни, почему возможности самого "Бенгальского возрождения" оказались быстро исчерпанными. Вместе с тем оно оживило художественную жизнь Индии, пробудило интерес к её культурным традициям и оказало сильное влияние на дальнейшие пути индийского искусства. В 20-х гг. очагом нового течения в искусстве Индии, основывающегося на принципе сочетания традиций индийского искусства и отдельных достижений новейших западных направлений, стал университет Вишва-Бхарати, основан Р. Тагором. В 30-40-х гг. выступили художники А. Шер-Гил (которая в своих произведениях, посвящённых, жизни индийского народа, органически соединила традиции живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рай (опиравшийся в своём творчестве на традиции бенгальского лубка). В те же годы выступают и крупнейшие представители реалистического направления: живописец А. Бошу, скульптор и живописец Д. Р. Чоудхури, скульптор В. П. Кармаркар, творчество которых с новой силой раскрылось в 50-х гг.
С завоеванием независимости (в 1947-50) в Индии развернулось грандиозное по масштабам строительство, связанное главным образом с индустриализацией страны. В 50-60-х гг. с помощью советских и других иностранных специалистов возводились гидроэнергетические комплексы (Бхакра-Нангал и др.), металлургические комбинаты (в Бхилаи), машиностроительные заводы (в Ранчи). Вокруг крупных производственных предприятий строились посёлки и города (Чандигарх, 1951-56, группа индийских и иностранных архитекторов во главе с Ле Корбюзье). Растут старые города (Дели, Калькутта, Бомбей, Мадрас). Жилые и общественные здания в крупных городах сооружаются в формах современных западноевропейских стилей (главным образом функционализма; банк в Калькутте, 1969, архитектор А. Гупта), а также в стиле, сочетающем традиционные и современные технические приёмы и объёмнопространственные решения (Институт индологии в Ахмадабаде, 1960-63, архитектор Б. Доши). В изобразительном искусстве независимой Индии существует множество течений. Традиции "Бенгальского возрождения" продолжают художники Б. Укил и др. Реалистическое направление представляют скульптор и живописец С. Кхастгир, график X. Дас и др. Принципа сочетания традиций индийского искусства и европейского XX в. придерживаются в своём творчестве живописцы и графики К. К. Хеббар, Ш. Чавда, С. Мукерджи, С. Гуджрал, скульпторы Ч. Кар, П. Д. Гупта и др. На рубеже 50-60-х гг. в Индии усилились модернистские течения (М. Ф. Хусейн, Ш. Чавда, С. Гуджрал и др.). В декоративно-прикладном искусстве современной Индии интенсивно развиваются многие древнейшие виды кустарного производства: ткачество, резьба по дереву, кости и камню, обработка металла, изготовление лаков, гончарное производство.
Ка Скульптурная граппу храма Кали Деви в Кхаджурахо. Около 1000.рта
Ступа No 1 в Санчи. 3 2 вв. до н. э. (ограда 2 в. до н. э., ворота 1 в. до н. э.).
Храм Кандарья Махадо в Кхаджурахо. Около 1000.
Д. Р. Чоудхури. "Когда начинаются дожди". Темпера. 1940-е гг.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 9, 10, 11, Л.-М., 1970-73; Н. Р. Гусева, Современное декоративно-прикладное искусство Индии, М., 1958; её же, Художественные ремесла Индии, М., 1982; А. А. Короцкая, Архитектура Индии раннего средневековья, М., 1964; её же, Сокровища индийского искусства, М., 1966; С. И. Тюляев, Искусство Индии, М., 1968; И. И. Шептунова, Живопись Бенгальского Возрождения, М., 1978; С. И. Потабенко, Изобразительное искусство Индии в новое и новейшее время (конец XVIII середина XX в.), М., 1981; Brown P., Indian architecture, v. 1-2, Bombay, (1942-43); Kar C., Classical Indian sculpture, L., 1950; Dimand M., Indian miniature painting, Bombay, 1960; Chandra M., Studies in early Indian painting, N. Y., 1974; Ray N., An approach to Indian art, Chandigarth, 1974; Parimoo R., Studies in modern Indian art, New Delhi, 1975; Sivaramamurti C., The art of India, N. Y., 1977; Datta B. K., Introduction to Indian art, Calcutta, 1979; Kapur G., Contemporary Indian artists, New Delhi-(a. o.), 1979; Grover S., The architecture of India. Buddhist and Hindu, New Delhi. 1980; Gray B., The arts of India, Oxf., 1981; Begde Prabhakar V., Forts and palaces of India, New Delhi, 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)