Художественная энциклопедия - индонезия
Связанные словари
Индонезия
С основанием в первой половине VIII в. государства Матарам официальной религией стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане (конца IX начала X вв.) объединяет на высокой насыпи 3 больших храма и 5 меньших святилищ, заключённых в квадрат из многочисленных часовен. В рельефах на темы "Рамаяны" главного храма Шивы образы стали более динамичными, утончёнными, индивидуализированными. С государствами Сингасари (XIII в.) и Маджапахит (конец XIII начало XVI вв.) связан расцвет искусства Восточной Явы. Индуистский храмовый комплекс Панатаран (XIV первая половина XV вв.) имеет свободный, асимметричный план. В рельефах Панатарана господствует орнаментальный графический стиль (плоскостная ажурная резьба). Изысканность и рафинированная утончённость проявились в рельефах чанди Джаго (около 1280) и чанди Джави (около 1300). Храмы этого времени на острове Бали щедро украшены роскошной орнаментальной резьбой. Значительное место в скульптуре заняли фантастические, причудливые фигуры (слонообразное божество Ганеша, демоны, львоподобные чудовища-"кала"). Терракотовые женские фигурки из Травулана и каменные фигуры девушек с кувшинами при гробницах в Моджокерто (около XIV в.) пленяют естественной красотой движений, сочной пластикой драпировок.
С XVI в. в Индонезии, разделённой на небольшие мусульманские княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились главным образом на острове Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы XVIII-XIX вв.). На многочисленных островах у многих народов Индонезии развивалось народное декоративно-прикладное искусство. Старинные центры художественных ремёсел Центральной Явы славятся изделиями из золота и серебра с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы-"крисы". От XIV-XVI вв. дошли образцы древнего искусства бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, сосуды для благовоний, светильники). Ява родина индонезийского батика, замечательного по красоте традиционного узора и расцветки. Ява и Бали центры обработки буйволовой кожи, из которой, в частности, изготовляют кукол для теневого театра. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут циновки, кухонную утварь. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских островах. На многих островах изготовляют по древним образцам культурную скульптуру из дерева и терракоты. Разнообразны типы народного жилища от хижин и лёгких каркасных свайных домов из дерева и бамбука до больших общинных домов, иногда с высокой седловидной крышей, часто на мощных столбах.
С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии; наметилась тенденция (с проникновением дешёвых европейских товаров) к сокращению изготовления традиционных ремесленных изделий. В XX в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона. В середине XIX в. в Индонезии появилась реалистическая живопись с национальной патриотической тематикой (Раден Салех). на рубеже XIX-XX вв. романтический национальный пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию национального реалистического искусства, проникнутого любовью к человеку и патриотическим воодушевлением (Объединение художников Индонезии, основанное в 1937-38, С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди и др.). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтической экзотики (Б. Абдуллах) и модернистскими течениями. Развивались реалистические скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты Кебайоран), новые районы возникли в Джакарте, Джокьякарте, Бандунге; при помощи иностранных специалистов строятся общественные здания, промышленные, учебные, спортивные и другие комплексы. С середины 60-х гг. в изобразительном искусстве преобладают модернистские направления.
Чанди Каласан. 778 сер. 9 в. Фрагмент южного фасада.
Статуя Будды на святилище Боробудур. Около 800.
"Крис" с золотой инкрустацией. Королевский институт тропиков. Амстердам.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 9, 10, 11, Л.-М., 1970-73; Л. М. Демин, Искусство Индонезии, М., 1965; И. Ф. Муриан, Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV в., М, 1981; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L,1959; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)