Художественная энциклопедия - иран
Связанные словари
Иран
Арабское завоевание (VII в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов зданий: мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев и пр. В средневековых городах-крепостях 2 главные улицы, соединявшие четверо городских ворот, пересекались в центре, образуя площадь с дворцом, базаром, соборной мечетью; иногда в центре города была цитадель (арк). Ремесленные пригороды (рабады) также окружались стенами. Строили из сырца, обожжённого кирпича, камня. Арки и своды постепенно приобретали стрельчатые очертания (мечеть Тарик-хане в Дамгане, VIII в.). Возникло множество вариантов сводов на нервюрах и куполов на тромпах. Архитектурный декор резной стук (мечеть в Наине, X в.). узорная кирпичная кладка (минарет мечети Тарик-хане в Дамгане, 1058) Ранние мечети сохраняли характер чортака или айвана. К XII в. складывался тип иранской мечети: прямоугольный двор, окружённый галереями с 4 айванами по осям и купольным залом за одним из айванов (Соборная мечеть в Исфахане). Минареты квадратные сечения или квадраты в плане с восьмигранным стволом, с XI в.круглые в плане, суженные кверху, с поясами фигурной кладки, венцом сталактитов и башенкой с куполком вверху (в Бестаме, 1120). Мавзолеи: башенные круглые или звездчатые в плане, с шатровым покрытием (в Гомбеде-Кабусе близ Горгана, 1006), и кубические купольные (Доваздех-Имам в Иезде: 1037). Распространение ислама в Иране сопровождалось изменением эстетических представлений, развитием орнамента, каллиграфии и декоративного начала в изобразительном искусстве. От VIII-XIII вв. сохранились фрагменты стенных росписей и стуковые панно со сценами охоты и придворной жизни (из дворцов Рея, Саве, Нишапура). О существовании миниатюры свидетельствует иллюстрированная "Книга изображений постоянных созвездий" Абдаррахмана ас-Суфи (1009-10, художник аль-Хусейн). Ранние образцы художественного металла близки сасанидским. В XI -XII вв. широкое распространение получили бронзовые изделия с медной и серебряной инкрустацией, тончайшей гравировкой или ажурным узором, иногда в сочетании с рельефом или объёмными фигурами; сосуды из разноцветного стекла, богато орнаментированные ткани. IX XIII вв. расцвет искусства керамики: барботин; с росписью люстром, минаи, подглазурной; с ажурно-прорезным и гравированным ("сграффито") орнаментом; основные центры Нишапур, Рей, Кашан, Саве. После монгольского завоевания (1220-е гг.), в правление ильханов Хулагуидов (середина XIII середина XIV вв.) в архитектуре появилось стремление к изящным, сильно вытянутым пропорциям и насыщенному разнообразными формами и многоцветными узорами декору (окрашенный резной стук, поливная резная терракота, керамические облицовки, в том числе с росписью люстром, поливная мозаика, сталактиты). Складывались большие культовые ансамбли (в Нетензе, 1304-25), строились портально-купольные мечети, караван-сараи, мосты, бани, мавзолеи (на севере башенные, на юго-западе кубические, с островерхим ячеистым куполом). Выдающийся памятник эпохи мавзолей Ольджейту-Ходабенде в Сольтание. В миниатюру (тебризская школа), композиции на керамике и тканях проникали дальневосточные изобразительные и декоративные мотивы ("драконы", "фениксы", "лотосы" и пр.). Иноземное влияние, поглощённое локальной традицией, было переработано в собственно иранский стиль в миниатюре ширазской школы и в расписной керамике Кашана первой половины XIV в. На изделиях из металла преобладали орнаментальные композиции. В эпоху Тимура и Тимуридов (конец XIV XV вв.) культовые здания увенчивались куполом, порталы фланкировались минаретами, фасады одевались сплошным фаянсовым ковром (мечеть Гаухар-шад в Мешхеде). Продолжала развиваться миниатюрная живопись в Ширазе. В XV начале XVI вв. в развитии иранской миниатюры важную роль сыграли живопись гератской школы и творчество Бехзада. Эпоха Сефевидов (XVI-XVII вв.) отличается широким размахом строительства на караванных путях (караван-сараи, мосты) и градостроительства (Казвин, Исфахан), созданием грандиозных городских ансамблей (Исфахан), развитием садово-парковой архитектуры здания с колонными айванами, изящным, сложным и красочным декором, в котором значительную роль играет живопись и фаянс (дворец Чехель-Сотун в Исфахане); высоким расцветом искусства рукописной книги и миниатюры (школы тебризская, мешхедская, казвинская, исфаханская школа). В Тебризе, Кашане, Исфахане, Йезде и др. изготовляли шёлк, бархат, парчу, атлас, а также "лицевые ткани с ткаными сюжетными изображениями, великолепные шерстяные и шёлковые ковры ("звериные", "садовые", "охотничьи" и др.), расписной фаянс, изделия из металла, стекла. В XVIII-XIX вв. упадок экономики вызвал резкое сокращение строительства. Национальные художественные традиции продолжались в народном искусстве. Преобладали изображения лубочного характера на "каламкарах" (набивных тканях-коврах), в религиозной и жанровой живописи, в художественных лаках (футляры для зеркал, пеналы-"каламданы"). Под влиянием европейского искусства (проникло в Иран во второй половине XVII в.) возникли масляная живопись и акварель (художник Сани оль-Мольк, Махмуд Малек ош-Шоара). В архитектуре XX в. наряду с новыми типами сооружений, применением железобетонных конструкций, стекла, металла появляется тенденция к возрождению древних и средневековых традиций. В 30-х гг. за образцы принимались дворцы Персеполя, ахеменидские ападаны (здание Археологоческого музея в Тегеране, 1938), влияние которых прослеживается и в некоторых зданиях 50-х гг. (бибблиотека меджлиса, 1958, и здание сената, 1959, в Тегеране). Иранские архитекторы 50-х начала 80-х гг. (X. Сейхун и др.) стремятся сочетать современные архитектурные принципы и национальные традиции. С начала XX в. развивается современное изобразительное искусство, в становлении которого большую роль сыграл художник Кемаль оль-Мольк, основавший Школу живописи и ваяния в Тегеране (1920). Наряду с реалистическим направлением (живописцы Хасан Али Вазири, Мохсен Мокаддам, Абдолла Амери, скульптор Абулькасим Садеги) развиваются традиционалистское (миниатюристы Хосейн Бехзад, Ага Имами) и различные модернистские течения. Появился большой интерес к народной живописи, лубку. В 1959 в Тегеране основана Высшая школа декоративных искусств. Группирующиеся вокруг неё художники стремятся к освоению традиций миниатюры, каллиграфии, керамики, ковроделия, созданию национально-самобытных произведений. Главные отрасли народного искусства инкрустация деревом, перламутром и костью, чеканка по металлу (центры Исфахан, Шираз).
Сасанидский наскальный рельеф в некрополе Накши-Рустем с изображением инвеституры Ардашира I. 2-я четв. 3 в.
Соборная мечеть в Иосфахане. Юго-западный айван. 12 в. Перестройка и облицовка портала 1475.
Чаша из Саве. Фаянс, роспись "минаи". 1187. Музей естественной истории графства Лос-Анджелес.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 8, М., 1969-70; Б. Веймарн, Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974; В. Г. Луконин, Искусство Древнего Ирана, М., 1977; М. А. Дандамаев, В. Г. Луконин, Культура и экономика Древнего Ирана, М., 1980; A survey of Persian art from prehistoric times to the present, ed. by A. U. Pope, Ph. Akerman, v. 1-6, L.-N. Y., 1938-39; 2 ed., v. 1-16, Tokyo, 1964-69; Gray B., Persian painting, L., 1977; Akten des VII Internationalen Kongresses fьr iranische Kunst und Archдologie. Mьnchen. 7-10 Sept. 1976, B., 1979: Gaube H., Iranian cites, N. Y., 1979. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)