Художественная энциклопедия - акварель
Связанные словари
Акварель
В XV-XVII вв. акварель служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение акварели отчасти сохранилось и ныне в архитектурных рисунках и др.). Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и другие в Великобритании). Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами. В XVIII в. акварель распространяется также во Франции (Ж. О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. Я. Алексеева, М. М. Иванова). Во второй четверти XIX в. в Италии возникла манера плотной, многослойной живописи акварелью по сухой бумаге; для этой манеры характерны звучные контрасты света и тени, цвета и белого фона бумаги (так работали, в частности, К. П. Брюллов и А. А. Иванов). Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В XIX в. в технике акварели плодотворно работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни во Франции, А. Менцель в Германии, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель в России и др.; продолжался расцвет английской школы акварели (Р. Бонингтон, Дж. С. Котмен, У. Кэллоу, У. Тёрнер и др.). К акварели охотно обращались представители неоимпрессионизма (П. Синьяк и др.). В конце XIX начале XX вв. акварель всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т. д. (В. А. Серов, художники "Мира искусства"). В XX в. акварель привлекает многих представителей экспрессионизма, А. Матисса и других мастеров.
Советской акварели свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом монохромной "чёрной акварелью") Кукрыниксов, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Д. А. Шмаринова, живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений работам С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского, А. В. Фонвизина и др.
А. В. Фонвизин. "Сын". 1940. Собственность семьи автора.
Литература: М. В. Фармаковский, Акварель, ее техника, реставрация и консервация, Л., 1950; А. К. Кальнинг, Акварельная живопись, М., 1968; Reynolds G., A concise history of watercolours, L., 1978. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)