Художественная энциклопедия - реставрация
Связанные словари
Реставрация
Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.). частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства. В живописи дополнения сохраняются, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей произведения; если поздние живописные слои имеют собственную историческую или художественную ценность, их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Произвольная реконструкция утраченных элементов изобразительного и декоративно-прикладного искусства недопустима, как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений.
В СССР реставрация памятников истории и культуры осуществляется силами и под контролем государственных учреждений. Уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Проведённые в первое десятилетие Советской власти реставрация памятников Московского Кремля, Ярославля, Ленинграда получили общее признание в СССР и за рубежом. Особенно большой размах реставрационные работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-45, когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ленинграде, Москве, в других городах СССР. С учётом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации, была проведена их целостная реставрация под руководством архитекторов градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник. В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.). Ныне в СССР существует широкая сеть республиканских, областных, городских реставрационных мастерских, созданы объединения "Росреставрация" и "Союзреставрация", Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), собственные реставрационные мастерские и отделы имеются при многих художественных и исторических музеях, в крупных библиотеках и государственных архивах. Значительные реставрационные работы проведены советскими специалистами: архитекторами В. С. Баниге, П. Д. Барановским, А. Д. Варгановым, Л. А. Давидом, Б. Н. Засыпкиным, П. Н. Максимовым, Д. П. Суховым, А. В. Столетовым, Н. Н. Соболевым и др.; в области живописи В. О. Кириковым, П. Д. и А. Д. Кориными, Е. И. и Н. И. Брягиными, В. Е. и Д. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, В. В. Филатовым, С. С. Голушкиным, С. В. Ямщиковым и др.; в области скульптуры М. А. Александровским, И. В. Крестовским, В. Л. Симоновым и др.; в области графики В. Н. Крыловой, Ю. П. Нюкша и др.; в области декоративно-прикладного искусства Т. Н. Александровой-Дольник, Ф. Я. Мишуковой и др.
Большой дворец и Большой каскад в Петродворце. Первая половина 18 в. (до и после реставрации).
Г. Островский. Портрет А. С. Лермонтовой (1776): вверху рентгенограмма портрета до реставрации; внизу портрет после реставрации.
Литература: В. В. Филатов, Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; И. Э. Грабарь, О древнерусском искусстве, М., 1966; Е. В. Михайловский, Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; А. В. Ополовников, Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры, под ред. Е. В. Михайловского, М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи, М., 1977; Консервация и реставрация памятников и исторических зданий, пер. с франц., М., 1978; Восстановление памятников культуры. (Сб. ст., под ред. Д. С. Лихачева), М., 1981; Giovannoni G., Il restauro dei monumenti, Roma, (1946); Lйon P., La vie des monuments franзais. Destruction. Restauration, P., 1951; Plenderleith H. J., The conservation of antiquites and works of art, L.-N. Y., 1956; Marijnissen R. H., Degradation, conservation et restauration de l'oeuvre d'art, v. 1-2, Brux., 1967; Sanpaolesi P., Discorso sulla metodologia geneiale del restauro dei monumenti, Firenze, 1973. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)