Художественная энциклопедия - лаки
Связанные словари
Лаки
Лаки известны со 2-го тысячелетия до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Китайские лаки (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских лаках распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона ("коромандельские лаки"), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаков характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки лаки Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в XV-XVII вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является смола деревьев семейства кипарисовых сандарак. В Индии распространены также нирмальские лаки изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные лаки известны в Европе с XV в., где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в XVII-XVIII вв. В европейских лаках техника производства была упрощена, введены горячая сушка, применение масляных красок и масляных лаков. В XVIII в. техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы "Мартен" и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). С XVIII в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала XIX в. стали возникать народные промыслы (смотри федоскинская миниатюра, жостовская роспись). В советское время наряду со старыми промыслами в 20-30-х гг. возникло тончайшее искусство темперной живописи на лаковых изделиях (палехская миниатюра, мстёрская миниатюра, холуйская миниатюра).
Курильница. Рельефная резьба по красному лаку. Китай. 17 в. Эрмитаж. Ленинград.
И. И. Голиков. Коробочка "Три музыканта". Миниатюраная живопись темперой по лаку. Палех. 1926. Музей народного искусства. Москва. Табакерка "Лот с дочерьми". Миниатюрная живопись маслом по лаку. Фабрика И. Штобвассера (Браунгшвейг). Кон. 18 нач. 19 вв. Исторический музей. Москва.
Декоративная тарелка. "Танцовщица". Нирмальский лак. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
Литература: Н. Н. Маслеников, А. В. Бакушинский, Русские художественные лаки, М., 1933; И. Н. Уханова Русские лаки в собрании Эрмитажа, Л., 1964; Г. В. Шмелева, Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам, М., 1970; Feddersen М., Les laques chinois, P., 1958; Holzhausen W., Lackkunst in Europa, Braunschweig, (1959); Bedford J., Chinese and Japanese lacquer, L., 1959. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)