Художественная энциклопедия - вьетнам
Связанные словари
Вьетнам
С свержением колониального ига и образованием в 1945 Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) были созданы условия для нового расцвета архитектуры и искусства, но развязанная Францией война затормозила этот процесс. В годы войны Сопротивления (1945-54) художники (То Нгок Ван, Фан Ке Ан, Лыонг Суан Ньи и др.) создавали агитационные листовки, плакаты, эстампы, рисунки, посвященные подвигам национальных героев. После прекращения военных действий художественная культура в строящем социализм Северном Вьетнаме успешно развивалась при поддержке правительства ДРВ и Партии трудящихся Вьетнама. В Южном Вьетнаме, где американскими империалистами был установлен реакционный режим, отсутствовали условия для свободного развития искусства.
В ДРВ после 1954 развернулись восстановительные работы и новое строительство. Важное место заняло промышленное строительство: заводы в Ханое, Каобанге и других городах. Вокруг крупных промышленных центров (Ханой, Хайфон) воздвигаются большие жилые комплексы. В 1965 завершено строительство Политехнического института в Ханое. В изобразительном искусстве развиваются живопись водяными красками на шёлке (Нгуен Фан Тян, Чан Донг Лыонг и др.) и особенно лаковая живопись (Фан Ке Ан, Хоанг Тик Тю, Нгуен Ким Донг и др.), ставшая впервые служить созданию станковых картин, отличающихся своеобразной декоративной выразительностью. Широкую известность получила также масляная живопись (Чан Ван Кан, Май Ван Хиен, Лыонг Суан Ньи и др.). Основная тематика живописных произведений трудовая жизнь и борьба народа. Развиваются графика (иллюстрация, эстамп, плакат), а также скульптура (Чан Ван Лам, Зьен Минь Тяу, Дао Ван Кан и др.). Совершенствуются традиционные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по слоновой кости и дереву различных пород, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, плетение из камыша, изготовление лаковых изделий с эффектными росписями цветными и золотыми лаками, вышивка, литьё из металла. В 1957 открылось Высшее художественное училище, в 1958 Художественно-промышленное училище в Ханое. В 1958 организован СХ ДРВ. В условиях всенародной борьбы с американскими агрессорами (1964-73) строители героически восстанавливали разрушенные города, строили новые и реконструировали старые. Мужественное сопротивление народа, его стойкость вдохновляли художников ДРВ (Фам Ван Дон, Май Ван Хиен, Куанг Фонг) на создание патриотических произведений.
С 1976, с завершением государственного воссоединения Вьетнама и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), наряду с восстановительными работами ведётся разработка проектов нового городского и сельского строительства (главным образом жилищного). По всей стране организуются многочисленные художественные выставки, в том числе плаката, оперативно откликающегося на насущные политические задачи ("Борьба за экономику на производстве", "Защита отечества", "Движение за культуру быта"). Развиваются традиционные виды декоративно-прикладного искусства.
Пагода Мот-Кот в Ханое. 1049 (восстановлена в 1956).
То Нгок Ван. "На вечерние занятие". Акварель. 1954.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 9, 12, кн. 2, Л.-М., 1971-77; Шмелёва Г. В., Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам, М., 1970; её же, Очерки культурного строительства в Демократической Республике Вьетнам, М., 1976; И. Ф. Муриан, Изобразительное искусство Социалистической Республики Вьетнам, М., 1980; Нгуен Фи Хоань, Искусство Вьетнама, (под редакцией и предисловие Д. В. Деопика), перевод с вьетнамского, М., 1982; Bezacier L., L'art viкtnamien, P., 1955; Dang-Trung, L'artisanat au Viкtnam, Hanoi, 1958. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)