Художественная энциклопедия - ирак
Связанные словари
Ирак
После монгольского нашествия в XIII-XV вв. строительство почти не велось. В архитектуре XVI-XVII вв. заметно влияние зодчества сефевидского Ирана: возводились большие купольные мавзолеи-мечети (в Багдаде, Кербеле, Неджефе) с ярким полихромным декором глазурованной керамическими облицовками, позолотой, росписями, резным стуком. Для народного жилища Ирака характерна планировка с внутренним двором, лоджиями и колонным айваном; окна и балконы с узорными деревянными решётками.
Изобразительное искусство Ирака периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и росписей по дереву, а также орнаментальными стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита); в Багдаде и Северном Ираке начала развиваться книжная миниатюра, расцвет которой наступил в XII-XIII вв. К так называемой багдадской школе относятся отличающиеся лаконизмом иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222), исполненные жизненной выразительности миниатюры к "Макамам" апь-Харири (XIII в.). Северо-иракской миниатюре присуща торжественность парадность ("Книга песен", начало XIII в.). В конце XIV в. в Багдаде работал тонкий колорист, мастер композиции, миниатюрист Джунаид Султани. В декоративно-прикладном искусстве средневекового Ирака важное место занимали: керамика с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (VIII-XIV вв.), глазурованная с росписью люстром (IX в., Самарра), полихромией подглазурной росписью; художественные изделия из металла сосуды в виде птиц или зверей (VIII-IX вв.), либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией (XIII в., Мосул), либо из стекла (Самарра); ткачество золототканые, шёлковые и льняные ткани. Средневековые художественные традиции сохранились вплоть до XX в. Национально-освободительные движение XX в. и революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры (стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым условиям, использовать элементы традиционной планировки и декора) и градостроительства (реконструкция Багдада, Мосула, Басры). Живопись маслом зародилась в Ираке в начале XX в. (пейзажи и портреты Абдель Кадер ар-Рассама, Мухаммеда Салеха Заки и др.). С 1939 подготовка художников ведётся в Институте изящных искусств (Багдад). В 40-50-х гг. возникли небольшие общества художников, которые в 1956 объединились в Ассоциацию художников Ирака. Получили развитие также скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного искусства. Рост национального самосознания нашёл отражение в развитии публицистически направленных, пропагандистских форм монументального искусства (Джавад Салим, монумент "Революция 14 июля", камень, бронза, 1959-60; Халед ар-Раххаль, статуя-монумент "Иракская женщина", мрамор 1961; Фаик Хасан, мозаичное панно "За мир", 60-е гг., все в Багдаде), в создании произведений, проникнутых пафосом революционной борьбы иракского народа (Махмуд Сабри, "Похороны революционера", 50-е гг.). В творчестве художников реалистического направления ведущее место заняли социально-бытовой портрет и тематическая картина, отражающие острый интерес художников к народу, быту, истории и современной общественной жизни родной страны. Основной творческой задачей большинства художников Ирака стали поиски национального своеобразия на основе использования местных художественных традиций и опыта мирового искусства. Современная интерпретация приёмов багдадской школы миниатюры и образов средневекового арабского фольклора легла в основу своеобразного примитивизма жанровых картин и иллюстраций Джавада Салима, идеи которого в 60-70-х гг. были развиты в творчестве Исмаила аш-Шейхли, Нури ар-Рави, Дия аль-Азави и других художников, ищущих вдохновения в народном примитиве и старинных легендах. Творческие искания Фаика Хасана (один из пионеров современной живописи Ирака) и его последователей характеризуются резкими переходами от конкретно-изобразительной трактовки сюжета к абстрактным цветовым построениям. Один из лидеров иракских художников 60-70-х гг. Хафиз ад-Дуруби в создании национального пейзажа преимущественно опирается на достижения европейского импрессионизма. В 70-х начале 80-х гг. рост политической активности изобразительного искусства Ирака наиболее ярко проявился в творчестве прогрессивного живописца Махуда Ахмеда (окончил МХИ в 1967).
В скульптуре (Мухаммед Гани) и монументально-декоративном искусстве (Шамсад-дин Фарис) преобладает тенденция к сочетанию реалистической формы с приёмами и образами древнего искусства Ирака. Поиски форм, отвечающих современной жизни, наблюдаются в профессиональном декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество остаётся традиционным. На протяжении столетий на территории Ирака развивается художественная культура курдов.
Джавад Салим. Монумент "Революция 14 июля" в Багдаде. Камень, бронза. 1959 1960. Фрагмент.
Ваза. Фаянс, роспись люстром. 10 в. Галерея Фрир. Вашингтон.
Джунаид Султани. "Единоборство". Миниатюра рукописи "Хамсе" Хаджу Кермани. 1396. Багдад. Британский музей. Лондон.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 8, М., 1969; В. Л. Воронина, Народное жилище арабских стран, М., 1972; Б. В. Веймарн, Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974; В. К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева, Искусство Древнего Востока, М., 1976; А. А. Богданов, Современное изобразительное искусство Ирака. 1900-е 1970-е гг., Л., 1982; С. Ллойд, Археология Месопотамии, (пер. с англ.), М., 1984. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)