Художественная энциклопедия - урарту
Связанные словари
Урарту
государство в Передней Азии, древнейшее на территории СССР. В период своего могущества (VIII-VI вв. до н. э.) охватывало всё Армянское нагорье (ныне часть территории СССР, Турции, Ирана, Ирака). В искусстве Урарту перерабатывались в местном духе как малоазийские (в том числе хеттские, см. Хетты), так и переднеазиатские (главным образом ассирийские, см.
Ассирия) художественные традиции. Так, для архитектуры Урарту, как и для архитектуры Малой Азии, характерно умелое включение в план построек природного рельефа и использование в крепостном строительстве каменных глыб. Крупные городские поселения в Урарту (Тушпа, ныне город Ван, Турция; Эребуни и Тейшебаини, близ Еревана, Армянская ССР) укреплялись и имели в центре цитадель. В крепостях, следовавших рельефу местности, возводились величественные, прямоугольные в плане угловые башни и укреплённые ворота. Нижние части крепостей сооружались из отёсанных камней, верхние из сырцового кирпича.На территории крепостей находились дворцы с многочисленными помещениями. Парадные залы в их верхнем ярусе имели монументальные столбы или колонны из дерева и базальта и были украшены стенными росписями; в нижнем ярусе дворцов находились хозяйственные помещения. В крепостях сооружались и храмовые постройки простые, прямоугольные в плане или типа битхилани (постройка с двумя удлинёнными помещениями, расположенными параллельно друг другу), с колоннадой перед фасадом (Эребуни).
Городские кварталы, примыкавшие к крепостям, были регулярными по планировке. Каждый квартал из нескольких жилищ представлял единую постройку, перекрытую общей крышей. Наряду с домами с хозяйственным двором встречались дома с центральным колонным залом, а также дома, близкие мегарону. Своеобразны в Урарту типы святилищ и гробниц, вырубленных в скалах (открытые террасы с алтарём и жертвенником, ниша с профилированными дверными проёмами, пещеры с несколькими помещениями и нишами). Памятников изобразительного искусства Урарту сохранилось немного. Стенные росписи дворцов и храмов были плоскостными и складывались из полос геометрического и растительного узора, реже изображений людей и животных. Уникальны живописное изображение бога Халди, стоящего на льве (Эребуни), и рельеф с изображением бога Тейшебу на быке в городе Адильджевазе (Ванский район). Стилистически близкие ассирийским, изображения лишены устрашающей силы и монументальности, им свойственно тяготение к декоративному изяществу и орнаментальности. Высокого уровня достигли в Урарту мелкая пластика и декоративно-прикладное искусство. Металлические и глиняные статуэтки людей и фантастических животных (главным образом грифонов) часто служили деталями тронов. Статичные и грубовато-обобщённые по формам, они сплошь покрывались тончайшим (преимущественно геометрическим) узором чеканки.В специальное отверстие статуэток вставлялось тщательно выточенное из белого камня человеческое лицо с инкрустированными глазами и бровями. Выполнялись отмеченные мастерством литья и чеканки остроконечные шлемы из бронзы, украшенные изображениями божеств у священных деревьев, всадников и боевых колесниц, округлые щиты с расположенными по кругу фигурами идущих животных, бронзовые пояса с орнаментом и изображениями божеств и др.
Найдены также краснолощёные керамические чаши с геометрическим узором, сосуды в форме сапога и др. Ряд особенностей искусства Урарту был воспринят народами Закавказья. Строительные традиции Урарту оказали влияние на архитектуру ахеменидского Ирана и древней Армении.
Литература: ИСиНМ, т. 4. М., 1978; ИИН СССР, т.
1, М., 1971; Б. Б. Пиотровский, Искусство Урарту. VIII-VI вв. до н. э., Л., 1962. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) .