Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - карикатура

Карикатура

(итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественнополитических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате, газетной или журнальной графике).

В более узком смысле карикатура особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI-XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития карикатуры (русская карикатура 1812 года, мексиканская политическая графика 1910-х гг., китайская карикатура 1920-х гг.). Важную роль в карикатуре играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная общественная роль карикатуры сказывается в формах её бытования одних из самых массовых в изобразительном искусстве. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, карикатура распространяется в виде "летучих листков", журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, карикатура несёт и художественно-стилевые черты своего времени.

Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские графики-карикатуристы второй половины XVIII начала XIX вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английской карикатуры не поднимался выше "парламентского оппозиционерства" и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры. Тогда же определились специфическая для карикатуры оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы карикатуры-лубки Великой французской революции (1789-94), английские "антинаполеоновские листы" и русские сатирические "народные картинки" И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании русского дворянства. Язвительные "портреты" его представителей создал А. О. Орловский. В сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык карикатуры приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия. В XIX-XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой, с передовой журналистикой и её социальнополитическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная карикатура XIX в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и карикатура Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой карикатуры, нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирический смысл сцены.

Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середине XIX в. "Искры", "Гудка" и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в карикатуру пришли иносказание, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия труд, капитал, свобода представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ "социальная маска" то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощавший типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими графиками Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. обличительные образы "короля-буржуа" Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже XIX-XX вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и карикатуры, а также появление профессиональных газетчиковкарикатуристов, в числе которых находились и многие крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графим. языка карикатуры участвовали также художники немецкого журнала "Симплициссимус" (основан в 1896), русских журналов "Сатирикон" (1908-14) и "Новый Сатирикон" (1913-1918).

В XX в. карикатура отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в карикатуре Революции 1905-07 в России наряду с общедемократической борьбой за свободу получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты "Правда". Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская карикатура, протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европейской карикатуры оказала политическая графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910-20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания). В советском искусстве в первые годы Советской власти карикатура стала составной частью разных видов агитационномассового искусства. В сатирическом плакате (в т. ч. в "Окнах РОСТА") (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской карикатуры её политическая активность, обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 20-30-х гг. в РСФСР и других республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной карикатуры. Среди её мастеров И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами карикатуры, обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в "Окнах ТАСС"). В 50-80-х гг. расширился круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской карикатуры, как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.

У. Хогарт. "Переулок Джина". Гравюра на меди. 1751.

О. Домье. "Ведь это маленькая шутка!". Гравюра на дереве. 1834.

Кукрыниксы. "После Туниса". Гуашь, тушь. "Окно Тасс" и газета "Правда". 1943.

В. А. Серов. "1905 год. После усмирения". Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

И. С. Семёнов. "Портрет дармоеда". Журнал "Крокодил". 1959.

Литература: А. В. Швыров, С. С. Трубачев, Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней, СПБ, 1903; Л. Р. Варшавский, Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в., М.-Л., 1937; Б. Е. Ефимов, Основы понимания карикатуры, М., 1961; С. Стыкалин, И. Кременская, Советская сатирическая печать. 1917-1963, М., 1963; Г. Ю. Стернин, Очерки русской сатирической графики, М., 1964; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Fuchs E., Die Karikatur der europдischen VЦlker vom Altertum bis zur Neuzeit, 4 Aufl., Bd 1-2, Mьnch., 1921; Hofmann W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso. W., (1956); Piltz G., Geschichte der europдischen Karikatur, В., 1976. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое карикатура
Значение слова карикатура
Что означает карикатура
Толкование слова карикатура
Определение термина карикатура
karikatura это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):