Художественная энциклопедия - фракийцы
Связанные словари
Фракийцы
У северных фракийцев древнейшие памятники (с конца 2-го тысячелетия до н. э.) относятся к кругу гальштатского искусства (неукреплённые поселения, керамические сосуды с геометрическим орнаментом, оружие). Типы поселений южных фракийцев разнообразны (поселения на телях холмах; укреплённые посёлки, крепости). Началом 1-го тысячелетия до н. э. датируются дольмены, иногда с погребальной камерой, перекрытой ложным сводом, с преддверием и коридором-дромосом, а также скальные гробницы. Уникален клад золотых предметов из Вылчитрына (Северная Болгария; XIII-XII или VIII-VII вв. до н. э.). Подъём культуры южных фракийцев относится к концу VI началу III вв. до н. э. Сохранились многочисленные курганы с погребениями племенной знати, отличающимися богатством инвентаря (золотые и серебряные шлемы, нагрудники, ювелирные изделия, древнегреческая керамика и др.). Многообразны типы подкурганных сооружений (обширны прямоугольные или округлые погребальные камеры из каменных плит с преддверием и дромосом; гробницы с двускатным ложным сводом и купольные гробницы). Богатые захоронения фракийцев по характеру погребального обряда и набору предметов близки скифским (см. Скифы), но отличаются по тематике и стилистической трактовке изображений на изделиях фракийской работы. Ювелирные изделия демонстрируют оригинальное переплетение местных, древнегреческих и переднеазиатских традиций. Для "звериного стиля" фракийцев (преимущественно бляхи для конской сбруи), отчасти испытавшего воздействие скифского "звериного стиля", характерны переработка в местном духе зооморфных мотивов, заимствованных из искусства Древней Греции и Малой Азии, и нарастание самобытных наивно-реалистических черт. Наряду с тиснёными и гравированными сценами борьбы зверей (нападение льва на быка, волка на серну, борьба двух медведей) и нерасшифрованными зооморфными мотивами на них встречаются изображения охоты всадника и мифологические композиции с человеческими фигурами (клад из села Летница, середина IV в. до н. э., Болгария). Изображениям, переданным с помощью обобщённых линий, точек, штрихов и др., присущи наивная выразительность, мягкость и слитность объёмов, орнаментальность деталей. Аналогичные приёмы свойственны и фигурным изображениям на золотых и серебряных сосудах (из кургана в Аджигёле, IV в. до н. э., Румыния, и из город Враца, Болгария, 380-350 до н. э.). Особое место среди изделий фракийцев в "зверином стиле" занимают бляхи-свастики с развёрнутыми по кругу плоскостными стилизованными изображениями голов фантастических животных. Они отражают усиливающееся на протяжении IV в. до н. э. в искусстве фракийцев тяготение к декоративизму и схематизации. Ярко своеобразна серебряная поножь из Могиланской могилы близ Врацы, причудливо сочетающая схематическое человеческое лицо со стилизованными изображениями зверей.
С V в. до н. э. фракийцы испытывали усиливающееся воздействие древнегреческой цивилизации. По типу античных городов была построена в IV-III вв. до н. э. столица Фракии город Севтополь (близ город Казанлык, Болгария). К IV-III вв. до н. э. относятся произведения греко-фракийского искусства, принадлежащие к числу шедевров античной художественной культуры (Казанлыкская гробница, клады золотых сосудов из Панагюриште, конец IV начало III вв. до н. э., и серебряной утвари из Рогозена, IV в. до н. э.). На рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. племена даков сооружают в горах Трансильвании (ныне Румыния) систему мощных крепостей (Грэдиштя-Мунчелулуй и другие). Ко времени римского завоевания относятся погребальные шлемы и ярко выразительные маски из серебра, бронзы и железа, статуэтки и стелы с рельефами, надгробные портреты, статуи, изделия декоративно-прикладного искусства. С начала 1-го тысячелетия н. э. культура на территории, заселённой фракийцами, постепенно приобретает провинциально-римский характер. В эпоху великого переселения народов фракийцы смешиваются с другими племенами и утрачивают этническую и культурную самостоятельность.
Поножь. Из Могиланской могилы близ Врацы (Болгария). Серебро, инкрустация золотом. Первая половина 4 в. до н.э. Окружной исторический музей. Враца.
Амфора с изображением Геракла. Из Панагюриште (Болгария). Золото. Конец 4 начало 3 вв. до н.э. Археологический музей. Пловдив.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)