Художественная энциклопедия - болгария
Связанные словари
Болгария
После освобождения Болгарии от османского ига (1878) реконструировались центры городов, сооружались общественные здания в духе эклектизма и в неовизантийском стиле. В 1930-х гг. в архитектуре утвердились неоклассицизм и функционализм (архитектор Г. Овчаров). В искусстве конца XIX начала XX вв. развивались направление демократического реализма (сцены крестьянской жизни А. Митова, И. Ангелова, И. Мырквички), реалистическая батальная живопись (Я. Вешин), портретная живопись и скульптура. В 20-30-х гг. многие мастера стремились к национальному истолкованию новейших течений западноевропейского искусства. Демократические национальные традиции получили развитие в проникнутых суровой правдой сценах крестьянской жизни Х. Станчева, в исходящих из народного искусства декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого народного юмора сельских сценах С. Венева, в отмеченных яркой поэтической фантазией композициях на темы народных сказаний и пейзажах И. Милева, П. Георгиева, Ц. Лавренова, З. Бояджиева, гравюрах В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивалась реалистическая портретная и пейзажная живопись (И. Петров, Д. Узунов, П. Младенов и др.). Социальной остроты достигла политическая журнальная графика (антимонархические и антифашистские рисунки и гравюры А. Жендова, Венева, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-х гг. пролетариату посвятили своё творчество живописцы Н. Балканский, С. Сотиров, скульпторы М. Марков, И. Фунев, И. Лазарев и др.
После установления народно-демократического строя развернулись градостроительные работы (новый центр г. София с мавзолеем Г. Димитрова, 1949, архитектор Овчаров, Р. Рибаров), ведётся реконструкция городов, строятся новые промышленные города (Димитровград, Мадан и др.). После краткого периода увлечения историческими стилями во второй половине 50-х гг. появляется стремление к большей простоте и функциональной оправданности форм. Достигнуты успехи в строительстве общественных и спортивных сооружений, учебных зданий, в которых к 70-м гг. усиливаются поиски национального своеобразия и пластической выразительности форм (Дворец бракосочетания, архитектор М. Мареев, гостиница "Марица" и Дом партии в Пловдиве обе постройки коллектива архитекторов под руководством В. Рангелова; Исторический музей в Казанлыке, архитектор И. Битраков и др.; Дом советской науки и техники, архитектор И. Цолов, Г. Берберов, Дворец культуры "София", архитектор А. Баров, в Софии; Дом-памятник партии на горе Бузлуджа, архитектор Г. Стоилов). Широко развернулось строительство современных благоустроенных жилых районов (районы "Западный парк", "Младост", "Модерно предградие" и "Белые берёзы" в Софии; район "Тракия" в Пловдиве, и др.) и курортных комплексов (Солнечный Берег, архитектор Н. Николов и др.; Золотые Пески, архитектор Г. Ганев и др.; Албена, архитектор Н. Ненов и др.), органически вписывающихся в ландшафт. Гибкое использование традиционных для Б. функциональных элементов (балконов, эркеров, лоджий, солнцезащитных устройств) определяет пластическую выразительность и национальное своеобразие облика построек. В изобразительном искусстве, отмеченном разнообразием манер, получили распространение композиции на историко-революционные (Петров, Венев) и актуальные политические (Г. Ковачев, Н. Майсторова) темы, поэтически обобщённые образы крестьян и сцены народной жизни (Димитров-Майстора и др.), портрет (Д. Узунов), городской и индустриальный пейзаж. Для живописцев среднего и младшего поколений характерны поиски новых, драматически выразительных и декоративных решений, обращение к древним национально художественным традициям (И. Кирков, Д. Киров, С. Русев, Л. Диманов, К. Исинов, А. Петров и др.). Успешно развиваются станковая и монументальная скульптура (А. Николов, Фунев, Лазарев, М. Марков, Й. Крычмаров, В. Радославов, Л. Димитров и др.), станковая и книжная графика (Ангелушев, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов и др.), монументально-декоративное искусство (мозаики А. Стаменова). В декоративно-прикладном искусстве выделяются резьба по дереву, керамика, ковры, ткани и др. В народном искусстве Болгарии, впитавшем древнеславянские, протоболгарские, балканские и турецкие художественные традиции и богатом местными вариантами, развиты резьба по дереву, обработка металла, художественная керамика, ткачество и др.
Н. Ненов и др. Курортный комплекс Албена близ Золотых Песков. 1960 гг.
С. Венев. "Весёлый год". 1957. Национальная художественная галерея. София.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 11, 12 (кн. 2), М., 1969-77; Краткая история болгарской архитектуры, пер. с болг., София, 1969; Е. П. Львова, Изобразительное искусство Болгарии эпохи национального Возрождения, М., 1975; М. Цончева, Художественото наследство на Тракийските земи, София, 1971; (П. Чуховски), Съвременна българска графика, (Албум), София, 1971; В. Иванова, Българска монументална скулптура, София, 1978; Българско народно изкуство, София, 1979; Енциклопедия на изобразителните изкуства в България, т. 1-2, София, 1980; Съвременни български графици, София, 1981; Тодорова X., М. Аврамова, Праистсрическо изкуство в България, София, 1982; Г. Арбалиев, Национални традиции в архитектурата, София, 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)