(Bolivia), Республика
Боливия, государство в центральной части Южной Америки. В древнейший период на территории Боливии развивалась культура Чирипа (керамические сосуды с росписью и рельефом); в
Тиауанако сохранились памятники архитектуры конца 1-го тысячелетия до н. э. 1-го тысячелетия н. э. (холм-пирамида Акапана, комплекс Каласасая, "Дворец саркофагов"), скульптуры (рельефы "Ворот Солнца"), художественная
керамика,
ткани, ювелирные изделия. В колониальный период (начало XVI начало XIX вв.)
архитектура находилась под влиянием испанского зодчества и характеризовалась массивностью объёмов, обилием плоской резьбы по камню, пышным декором деревянных алтарей
ретабло. При участии мастеров-индейцев строились города (Ла-Пас, Потоси) с массивными домами из необожжённого кирпича адобы, камня и кирпича, в том числе из кинчи своего рода бетонной массы на тростниковом каркасе. В декоре ордерные элементы сочетались с богатой ювелирно-тонкой резьбой, включавшей мотивы индейского искусства, местной флоры и фауны. В XVIII-XIX вв. развивался также самобытный вариант барокко (церковь Санто-Доминго, 1726,
дворец Диес де
Медина, 1775, в Ла-Пасе) и классицизма (собор в
Потоси, 1809-36). В изобразительном искусстве колониального периода господствовал "метисский"
стиль, сочетавший традиции древнего индейского искусства и черты европейского барокко и классицизма (работы С. де ла Круса), процветало
искусство резьбы по дереву (балконы, порталы, кафедры), доведённое до совершенства мастерами "асамбладорес" резчиками и сборщиками деревянных ретабло (братья Эрнандес Гальван, XVI в.; Гаспар де ла Куэва, XVII в.). С XVIII в.
живопись следовала европейским канонам и носила в основном религиозный характер. Создателем ярких суровых реалистичных образов был Перес де Ольгин.
В конце XIX начале XX вв. в архитектуре преобладали эклектизм и стиль "модерн", с середины XX в. появились общественные здания в духе современной архитектуры из железобетона, жилищное строительство сохраняло традиции колониального периода. Изобразительное искусство XIX в. представлено рядом художников, обращавшихся к народному быту и национальному пейзажу. С 20-х гг. XX в. под влиянием революционного мексиканского искусства сформировалась национальная школа изобразительного искусства Боливии. Живописцы С. Гусман де Рохас, Р. Бердесио, М. Эхидо, скульпторы М. Нуньес дель Прадо, У. Альмарас, Э. Лухан обращаются к темам истории и современной жизни своего народа, в том числе и к её драматичным сторонам, красоте родной природы. С середины XX в. распространились также различные течения модернистского искусства. Традиции индейской культуры сохранились у индейцев кечуа на юго-западе страны (ткачество, ювелирное дело) и аймара на северо-западе (керамика, резьба по камню, ткачество).
Х. Кондори. Портал церкви Сан-Лоренсо в Потоси. 1728 1744.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 11, М., 1969-73; В. М. Полевой, Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Е. И. Кириченко, Три века искусства Латинской Америки, М., 1972. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)