Художественная энциклопедия - польша
Связанные словари
Польша
С принятием христианства (966) развивается каменное культовое зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове). Со второй половины XI в. утверждается романский стиль: суровые и величественные трехнефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове) с монументальными башнями (костёл в Туме, около 1141-61), иногда с перспективными порталами и междунефными столбами, покрытыми богатой резьбой (костёл Марии Магдалины во Вроцлаве). Ясностью и строгостью форм отличались немногочисленные романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове). Редким памятникам скульптуры (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве) присуща мягкая обобщённость форм. Нарядной орнаментальностью и жизненной непосредственностью изображений отличаются рельефы бронзовых дверей костёла Девы Марии в Гнезно. Живописи XII-XIII вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность, локальность расцветки. В XIV-XV вв. укрепление феодальной монархии в Польше способствовало расцвету городской культуры. Распространилась готика, в которой своеобразно преломлялись воздействия Германии, Чехии и Нидерландов. На юге сооружались базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове), на севере зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся величественностью и строгостью облика. Просторные интерьеры перекрыты крестовыми, звездчатыми или трехдольными "пястовскими" сводами. В конце XV начале XVI вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллические своды с живописной орнаментацией. Деревянные костёлы (в Дембно, вторая половина XV в.) сохраняют связь с народным зодчеством. Бурно растущие города в XIV-XV вв. застраиваются по регулярному плану и окружаются каменными стенами с воротами, башнями, а иногда и с предвратными укреплениями-барбаканами (в Кракове, Варшаве). Городские постройки отличаются многообразием готического декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве, Ягеллонский университет в Кракове). Замки в XIV-XV вв. имели на юге нерегулярный план (Бендзин), на севере прямоугольный (Цеханув). На севере сохранились укрепленные монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, XIII-XV вв.). В изобразительном искусстве XIV-XV вв. нарастает реалистическое начало (готические надгробия с наивно-выразительными фигурами "плакальщиков" и схематичными фигурами умерших). Деревянная скульптура в начале XV в. отражает влияние "мягкого стиля". В главных произведениях готической скульптуры Польши алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош; см. Штос Фейт) реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения.
Живопись XIV-XV вв. отражает контакты на юге с чешским, на севере с нидерландским, на востоке с древнерусским (росписи капеллы замка в Люблине, 1418) искусством. В стенных росписях, отличающихся утонченным линейным ритмом, появляются пейзажные и жанровые мотивы (костёл в Неполомице, 1360-70), нарядная орнаментация (костёл в Дембно, около 1500). Алтарной живописи XV в. при декоративной плоскостности свойственно стремление к передаче национальных типов, жизненных ситуаций, а со второй половины XV в. (отчасти под нидерландским влиянием) и к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением богоматери", около 1508, Марцин Чёрный). Высокого расцвета достигает в XI-XV вв. декоративно-прикладное искусство (серебряное утварь, оружие, витражи).
В конце XV начале XVI вв. с распространением гуманистических идей в Польше складывается культура Возрождения. Главным образом итальянскими архитекторами в XVI начале XVII вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутренним двором, обнесённым аркадными галереями, 1502-16), в костёлах создаются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517-33). Ренессансные формы в городском строительстве вплоть до XVII в. переплетаются с готическими традициями. В домах и ратушах наряду с лоджиями, аркадными внутренними дворами, ордерными порталами широко применяются декоративные аттики с нарядной орнаментальной резьбой (торговые ряды суконщиков "Сукеннице" в Кракове, ратуша в Познани). В северных и центральных районах Польши в конце XVI начало XVII вв. проявляется воздействие нидерландского маньеризма (арсенал в Гданьске, дома в Казимеже-Дольны). В изобразительном искусстве XVI в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове). Развивается портретная и батальная живопись, высокого уровня достигает миниатюра (миниатюры "Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни городских сословий, 1505). Широкое распространение получают скульптурные надгробия с ордерным декором. В конце XVI начале XVII вв. в них усиливается маньеристический декоративизм (Санти Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи, отмеченной наивно-реалистическими чертами, ощутимо воздействие венецианского Позднего Возрождения. В декоративноприкладном искусстве XVI в. (серебряные реликварии, оружие, ткани) готические традиции уживаются с отдельными мотивами ренессанса.
С наступлением феодально-католической реакции (начало XVII в.) начинается строительство церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605-19), которые достигают особой пышности, композиционной сложности и динамики в конце XVII начале XVIII вв. (костёл сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове). С середины XVIII в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо. В деревянном зодчестве уживаются барочные и готические формы. Для замков конца XVI начала XVII вв. характерна усложнённость плана (пятиугольный замок в Уязде, 1631-44). С конца XVII в. под воздействием французского зодчества сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регулярными парками (дворец в Вилянуве, ныне в черте Варшавы), а также городские дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со второй половины XVII в. применяется декоративная скульптура из стукко, с конца XVII в. иллюзионистические росписи. В середине XVIII в. получают широкое распространение деревянные алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты. Бытовавшим в мелкошляхетской среде парадным и надгробным (так называемым сарматским) портретам были свойственны декоративная плоскостность, острая жизненная выразительность изображений. Портретная гравюра Польши XVII-XVIII вв. отражала воздействие Нидерландов. В декоративно-прикладном искусстве, отличавшемся необычной пышностью, мотивы европейского барокко сочетались с восточными и национальными орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые "персидские" пояса).
С конца XVIII в. на развитие искусства влияли просветительство, антифеодальное и национально-освободительное движение. Архитектуре классицизма (с 1770-х гг.) свойственны вначале отдельные барочные черты (дворцово-парковьй комплекс Лазенки в Варшаве). Для построек конца XVIII начала XIX вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы архитекторов Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого). В конце 1810-20-х гг. архитектура классицизма становится более парадной, приобретает пространственный размах (ансамбли центр, площадей Варшавы, архитектор А. Корацци). В период политической реакции 1830-х гг. строительство сокращается, усиливаются тенденции стилизаторства и эклектизма. Во второй половине XIX в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже XIX и XX вв. архитектор С. Виткевич в поисках национального своеобразия создал так называемый стиль Закопане, использующий традиции народной архитектуры. В начале XX в. распространился стиль "Модерн" (Старый театр в Кракове, архитекторы Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский; Банк кооперативных обществ в Варшаве, архитектор Я. Хёйрих-младший).
При королевском дворе в Варшаве в последней трети XVIII в. главную роль играли иностранные художники (живописцы М. Баччарелли, И. Б. Лампи, Б. Беллотто). Придворному искусству противостояли художники, стремившиеся выразить в исторических композициях гражданственно-патриотические настроения эпохи (Ф. Смуглевич (П. Смуглявичюс), М. Стахович). Зарождение демократического бытового жанра связано с Я. П. Норблином и его последователями М. Плоньским и А. Орловским. В первой трети XIX в. господствующим направлением был академический классицизм. Но развивался и бытовой жанр, основанный на непредвзятом наблюдении натуры (сцены городской жизни Ф. Пиварского, Ф. Пенчарского). В 1840-50-х гг., в эпоху подъёма национально-освободительного движения, утвердился романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (П. Михаловский и др.). С середины XIX в. получила развитие историческая живопись, достигшая своей вершины в 1860-80-х гг. в творчестве Я. Матейко. Демократическая пейзажная и жанровая живопись в 1860-х гг. проникнута социально-критическими нотами (А. Котсис, Ю. Шерментовский, В. Герсон). Тенденции демократического реализма достигают вершины в 70-80-х гг. в картинах на темы сельской и городской жизни М. и А. Герымских, Ю. Хелмоньского. В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С конца 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, отмеченные порой фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, В. Прушковский и др.). На рубеже XIX и XX вв. распространяются импрессионизм (Ю. Панкевич, О. Бознаньская, Я. Станиславский, Л. Вычулковский) и стиль "модерн". Искусству "модерна" в Польше наряду с изощрённой декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (Я. Мальчевский, С. Выспяньский, Ф. Рущиц, В. Войткевич). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Новый подъём переживала графика (гравюры Вычулковского, книжное оформление Выспяньского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шиманевский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка на рубеже XIX и XX вв. возникают попытки обновления декоративноприкладного искусства, возрождения народных промыслов.
После создания самостоятельного буржуазного польского государства (1918) искусство развивалось противоречивым путём. Стремление к освоению достижений западноевропейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В архитектуре 20-30-х гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здание общества "Прюденталь" в Варшаве, Ягеллонская библиотека в Кракове и др.) соседствовали с модернистической стилизацией в духе народного зодчества. Предпринимались попытки регулирования городской застройки, создания рационально организованных районов (Жолибож в Варшаве). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (архитекторы Б. и С. Брукальские, Ш. Сыркус, Б. Пневский). Возможности реализации проектов были ограниченны. В изобразительном искусстве проявились черты кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Обращение к традициям народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией. Демократическую линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие из традиций лубка. Они оказали влияние на формирование польской графической школы XX в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Кулисевич и др.). Демократическую линию в живописи представляли Ю. Т. Маковский, своеобразно претворявший приёмы примитивизма и кубизма, и Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщённости изображений. В творчестве "колористов" (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова и др.) получили своеобразное национальное воплощение приёмы постимпрессионизма. В 30-х гг. социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к традициям прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе народного искусства (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (памятники и статуи В. Виттига, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор Дуниковский, творчески перерабатывая приёмы кубизма и экспрессионизма, создал героический по духу, национальный монументальный стиль. Большие успехи были достигнуты в рекламной графике и плакате (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик), декоративно-прикладном искусстве (килимы, керамика, мебель, изделия из металла).
Во время второй мировой войны 1939-45 многие населённые пункты Польши были разрушены, памятники культуры уничтожены. После установления народной власти многие города и памятники были восстановлены при участии СССР и других социалистических стран. В послевоенной архитектуре важную роль играли мастера старшего поколения (Сыркус, Пневский, Брукальские). В жилом строительстве строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями с середины 50-х гг. (благодаря внедрению индустриальных методов) сменяется свободными по планировке жилыми комплексами с многоэтажными крупнопанельными и крупноблочными домами, а с начала 60-х гг. и с домами из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием промышленности в 50-х гг. были созданы новые гг. Нова-Хута (ныне в черте Кракова), Нове-Гыхы близ Катовице и др. Общественные здания в конце 40-х начале 50-х гг. строились в национальных традициях функционализма ("Дом партии" в Варшаве, универмаг в Познани). После краткого увлечения историческими стилями (площадь Конституции в Варшаве) в конце 50-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Постройкам 60-х начала 80-х гг. присущи функциональная целесообразность планировки, смелость и оригинальность конструктивных решений, выразительное ритмическое сочетание типовых звеньев (Дом студенток в Кракове, магазин "Суперсам" в Варшаве и др.). Ведётся реконструкция городских центров, в которой проявляется стремление к созданию выразительных объёмнопространственных композиций (ансамбль Маршалковской улицы в Варшаве, центр г. Катовице). В городских комплексах важную роль играют декоративная скульптура, мозаики, витражи. Достигнуты большие успехи в строительстве больниц и школ, спортивных сооружений, промышленных зданий (фабрики в Калише, Вышкуве и др.).
В становлении изобразительного искусства участвовали крупные старейшие мастера (монументы Дуниковского, исторические и аллегорические композиции Коварского и др.). В начале 50-х гг. к темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются многие художники. Гуманистические национальные традиции получают новое развитие в скульптурном портрете (Дуниковский, А. Карны и др.) станковой графике и плакате, отличающихся богатством художественных форм (графические циклы Кулисевича, плакаты Т. Трепковского и др.). Сохраняются традиции "колоризма" (живопись Цибиса и др.). Отдельные мастера продолжают следовать приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма. С середины 50-х гг. самодовлеющие пластические искания выступают на первый план. Распространяются абстрактное искусство, сюрреализм, а с конца 60-х гг. оп-арт, поп-арт и другие неоавангардистские течения. Вместе с тем возникают и тенденции возврата к реализму. Группы художников-реалистов создаются в Варшаве, Гданьске и др. Создаются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены, выразительные монументы (Музей Конечны и др.). Для искусства 70-80-х гг., часто обращающегося к проблемам труда, войны и мира, характерны поиски эмоционально острых, художественно изощрённых решений. Ряд скульпторов и живописцев обращается к традициям народного искусства. Высокий расцвет переживает станковая и книжная графика, отличающаяся экспрессией и декоративным изяществом образов, многообразием художественных приёмов. Композиционной остротой, декоративностью, остроумной выдумкой выделяется плакат. Уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов, художественному конструированию промышленных изделий. В произведениях декоративно-прикладного искусства поиски современных форм сочетаются с использованием традиций народного искусства.
Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Около 1180.
Костёл св. Войцеха во Вроцлаве. Западный фасад. 15 в.
Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове. 1517 1533. Интерьер.
Ю. Хельмоньский. "Аисты". 1900. Национальный музей. Варшава.
К. Дуниковский. Памятник Силезским повстанцам близ Катовице. 1949 1952.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 4, 5, 7, 11, 12 (кн. 2), Л.-М., 1966-1977; Я. Захватович, Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Л. И. Тананаева, Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения. Живопись. Рисунок, М., 1968; ее же, Очерки польской графики, М., 1972; ее же, Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко, М., 1979; Выставка группы польских художников-реалистов. (Каталог, б. м., 1969); Л. Н. Уразова, Польский плакат, М., (1969); И. Е. Светлов, Скульптура Народной Польши, М., 1976; Н. И. Свирида, Польская художественная жизнь конца XVIII первой трети XIX в., М., 1978; Dobrowolski Т., Nowoczesne malarstvo polskie, t. 1-3, Wroclaw-Krakуw, 1957-64; Historia sztuki polskiej w zarysie, 2 wyd., t. 1-3, Krakуw, 1965; Starzynski J., Polska droga do samodzielnosci w sztuce, Warsz., 1973; Humll., Polska sztuka stosowana XX wieku, Warsz., 1978; Sztuka XIX wieku w Polsce, Warsz., 1979.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)