Демократическая Республика
Афганистан, государство в Центральной Азии. Художественная культура народов древнего и средневекового Афганистана развивалась в тесной взаимосвязи с культурами народов Средней Азии, Индии, Ирана. Территория Северного Афганистана как часть Бактрии и Тохаристана составляла единую историко-культурную область с южными районами Средней Азии; территория Южного Афганистана (к югу от Гиндукуша) была теснее связана с Индостаном. В конце 4-го 3-м тысячелетии до н. э. в Южном Афганистане возникли раннеземледельческие поселения (Мундигак) с постройками из сырца, расписной керамикой и глиняными фигурками животных и женщин богинь плодородия; во втором тысячелетии до н. э. с ростом этих поселений возводились оборонительные стены и монументальные сооружения (здание с сомкнутыми полуколоннами "гофрами" на фасаде, Мундигак). В оазисах Северного Афганистана. (раскопки советско-афганской археологической экспедиции) во втором тысячелетии до н. э. центральные поселения также обносились стенами и включали монументальные здания ("круглый храм" и "дворец" в Дашлы-3), украшенные многочисленными пилястрами, в отдельных помещениях алебастровой мозаикой с растительным узором; в поселениях и могильниках обнаружены медные и бронзовые печати с геометрическими мотивами, реже с прорезными изображениями крылатой богини и животных, металлические булавки со скульптурными навершиями в виде протом (передней части) фигуры баранов и головы быка с лицом человека и др. По стилю
искусство Афганистана 4-2-го тысячелетия до н. э. входит в ареал художественных культур Древнего Ближнего Востока, но включает элементы культуры Хараппы. К периоду Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.,
см. Иран) относятся открытые в поселениях Северного Афганистана советскими археологами монументальные сооружения (круглый в плане "храм" Кутлуг-Тепе, "летний" и "зимний" дворцы в Алтын-10), развивающие древнебактрийскую традицию, а также основную часть изделий так называемого Амударьинского клада. В конце IV в. до н. э. территория Афганистана последовательно входила в состав империи Александра Македонского и государства Селевкидов. В период Греко-Бактрийского царства (250-140 до н. э.) в Северном Афганистане сложилась одна из школ эллинистического искусства (наиболее значительные памятники найдены в Ай-Хануме); в Южный
Афганистан начал проникать буддизм. Первыми веками до н. э. первыми веками н. э. датируются открытые советскими археологами богатые захоронения вождей кочевых племён (Тилля-Тепе, Северный Афганистан), где найдено около 20 тысяч ювелирных изделий (золото, вставки из бирюзы, сердолика, лазурита и др.), изобразительные и орнаментные формы которых свидетельствуют об усвоении местными мастерами древних ближневосточных, индийских, дальневосточных, степных (
см. Звериный стиль) и античных традиций. В эпоху Кушанского царства (I-IV вв.) в Афганистане широко распространился буддизм. Многочисленные произведения буддийской скульптуры и декоративно-прикладного искусства из раскопок Хадды, Баграма, Фундукистана памятники искусства Гандхары, которое развивалось на юго-востоке страны. В Северном Афганистане был создан архитектурный
ансамбль Сурхкоталь, связанный с династийным культом. В V-VI вв. большая часть Афганистана входила в Эфталитское царство, которое распалось под ударами древних тюрок и Сасанидов (
см. Иран). От I-VIII вв. сохранились многочисленные памятники буддийского культового зодчества и связанных с
ним монументальной скульптуры, живописи, орнаментного декора. Наземные монастыри (близ Балха, Кундуза, в Хадде), как и другие постройки, возводились из сырца и пахсы, реже из камня, имели внутренние дворы с массивной ступой и помещения с балочными или сводчатыми покрытиями; с III-IV вв. появились купола на тромпах. В Бамиане сложился пещерный
монастырь, в росписях и стуковом декоре которого заметно влияние искусства Индии и Ирана. После арабского завоевания (VII-VIII вв.) и распространения ислама искусство Афганистана развивалось в русле художественной культуры мусульманских стран. В средневековом искусстве Афганистана, обогащённом постоянными контактами с искусством Средней Азии, Ирана, отчасти Индии, сложились самобытные школы. Среди выдающихся памятников средневекового зодчества Афганистана девятикупольная
мечеть Ну-Гумбед в Балхе (X в.); грандиозный дворцовый комплекс XI-XII вв.
Лашкари-Базар (резиденция Газневидов и Гуридов в Бусте), который включал несколько украшенных настенными сюжетными росписями и резным стуком дворцов с внутренними дворами; звездчатые в плане мемориальные башни и
дворец Масуда III в
Газни; ступенчатый, круглый в плане
минарет в селе Джам (между 1153-1202); Соборная мечеть и ансамбль Мусалла в Герате. Наиболее значительная школа декоративного и изобразительного искусства сложилась в Герате: художественная обработка металла (бронзовый котелок с серебряной инкрустацией, 1163, ГЭ), ковроткачество (шёлковые ковры с растительно-геометрическим узором "герати"),
резьба по дереву и др. С начала XV в. здесь работала придворная библиотека-мастерская "китабхане", с которой связано развитие гератской школы миниатюры,
творчество Бехзада, его наиболее известного ученика Касима Али и других знаменитых миниатюристов, каллиграфов и орнаменталистов. Тонкая цветовая гармония, отточенный линеарный
рисунок, виртуозная каллиграфия и изысканная орнаментика гератских рукописей оказали большое влияние на иранских, среднеазиатских и индийских мастеров рукописной книги. В начале XVI в. ведущая роль в художественной жизни Афганистана перешла к Кабулу как резиденции Бабура основателя династии Великих Моголов (
см. Индия). С середины XVIII в., с образованием самостоятельного афганского государства, значительное строительство велось в Кандагаре (восьмигранный купольный
мавзолей Ахмад-шаха Дуррани). Народная
архитектура А. XVIII-XX вв. по типу близка жилым постройкам Средней Азии и Пакистана, во многих районах распространены купольные дома.
В современном Афганистане (особенно с конца 70-х гг.) ведётся интенсивное строительство жилых и общественных зданий, школ, детских садов, гидротехнических сооружений. Работают афганские и иностранные архитекторы. В благоустройстве Кабула (по генеральному плану 1978) принимают участие специалисты из СССР (телецентр, госпиталь и др.) и других социалистических стран (комплекс зданий медицинского института). В отдельных монументальных сооружениях первой половины и середины XX в. наряду с современными архитектурными формами и новыми материалами (стекло, бетон) используются традиционные (колонна Абидайи Майванд в Кабуле с декором из голубых изразцов и черного мрамора, архитектор Исматулла Серадж, 1950-е гг.). В становлении современного изобразительного искусства Афганистана важную роль сыграли основанная в Кабуле в 1921 Школа изобразительного и прикладного искусства и ремёсел, творчество первых афганских живописцев Абдулгафура Брешна, Гаусуддина и других. После национально-демократической революции 1978 интенсивно развиваются разнообразные формы агитационного (плакат, газетно-журнальная графика) и самодеятельного искусства.
Мавзолей-мечеть Ходжа Абу Наср Парса в Балхе. Конец 15 в.
Архитектор П. Г. Стенюшин, инженер Н. М. Владимиров. Политехнический институт в Кабуле. 1969.
Голова Будды. Из Хадды. Стук. 3 в. Кабульский музей.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 1, 8, М., 1969-70; Г. А. Пугаченкова, Искусство Афганистана, М., 1963; The Archaeology of Afghanistan from earliest times to the Timurid period, L., 1978; Hallet St. J., Samizay R., Traditional architecture of Afghanistan, N. Y., 1980; Klinkott M., Islamische Baukunst in Afghanistan, В., 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)