Художественная энциклопедия - авангардизм
Связанные словари
Авангардизм
(франц. avant-gardisme, от avant-garde передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью.
В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим жизнестроительным идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества.
Черты авангардизма, явившиеся отражением кризиса буржуазной культуры XX в., проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот лишь в замкнутом ряду формально-стилевой эволюции, и выход наиболее радикально мыслящих авангардистов в общественно-художественную деятельность означал их разрыв с основными эстетическими доктринами авангардизма.В то время как некоторые художники, первоначально причастные к авангардизму, под мощным воздействием идей социализма преодолели модернистские блуждания и вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству, другие его представители, неспособные преодолеть рамки индивидуалистического буржуазного самосознания, соскальзывали в хаос субъективистских переживаний и все более удалялись в область чистого формотворчества.
К началу 30-х гг. абстракционизм теряет демонстративно-бунтарский характер. После 2-й мировой войны 1939-45 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латинской Америки наряду с укреплением позиций реалистического "ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма и находящийся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами социализма, с традициями демократической культуры.
Литература: И. Маца, Проблемы художественной культуры XX в., М., 1969; Л. А. Бажанов, В. С. Турчин, К суждению об авангардизме и неоавангардизме, в сб.: Советское искусствознание, '77, в. 1, М., 1978; Holthusen Н. Е., Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Butler Ch., After the wake. An essay on the contemporary avant-garde, Oxf., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) .