Художественная энциклопедия - чехословакия
Связанные словари
Чехословакия
С конца XVIII в. в Чехословакии усилилось формирование капитализма Рост национальноосвободительного движения нашёл отражение в искусстве Чехии и Словакии XIX в. После кратковременного распространения классицизма (получившего наибольшее развитие в Словакии) в середине XIX в. в архитектуре утвердилось направление национальной романтики (парадные общественные постройки в духе неоренессанса и необарокко в Праге и других городах). В пейзаже и портретной живописи классицизм сосуществовал наряду с романтизмом, чертами бидермейера и нарастающими реалистическими тенденциями. Искусство романтизма, проникнутое национально-демократическими идеалами, переживало расцвет в 50-70-х гг. (в декоративной и станковой живописи, графике). Одновременно в Чехии развивался демократический реализм, проникнутый социально-критическими тенденциями. В 80-х гг. сложилась чешская национальная школа реалистического пейзажа, отмеченного пленэрными исканиями. Прогрессивные национальные тенденции в искусстве в последней трети XIX в. утверждались в борьбе с академизмом. В Словакии, испытывавшей после образования двуединой Австро-Венгерской монархии (1867) двойной национальный гнёт, культура развивалась замедленными темпами. Демократический реализм сложился здесь лишь на рубеже XIX-XX вв. и был отмечен воздействием академизма. Художественная культура Чехии рубежа XIX-XX вв. отличалась глубокими противоречиями, острой идейной борьбой. Прогрессивное национальное направление в искусстве развивалось в столкновении с декадентскими тенденциями. В начале XX в. стилю "модерн" были присущи поиски национального своеобразия. В искусстве чешского символизма интерес к народной жизни, черты жизнеутверждения сочетались порой с социально-критическими и пессимистическими нотами. В архитектуре так называемый чешский кубизм явился своеобразным переходом к функционализму. В изобразительном искусстве Чехии на рубеже веков играли важную роль и национально реалистические традиции XIX в. (в пейзаже, жанровой и портретной живописи и графике). в конце 1900-х гг. в Чехословакии проявилось воздействие авангардистских (см. Авангардизм) художественных течений Европы. В творчестве крупных художников оно сочеталось с поисками самобытных национальных путей, интересом к жизни народа.
Крах Австро-Венгерской монархии, образование независимого буржуазного государства Чехословакия (1918) способствовали подъёму культуры Чехии и Словакии, их дальнейшему сближению. На искусство Чехословакии в 20-30-х гг. оказали большое влияние Октябрьская революция 1917 в России, существование Венгерской и Словацкой советский республик (1919), усиление коммунистического и рабочего движения. В архитектуре после кратковременного распространения неоклассицизма сложилась национальная школа функционализма. Делались первые опыты массовой застройки на типовой и индустриальной основе. В изобразительном искусстве получили развитие прогрессивные национальные традиции начала XX в. В творчестве живописцев различных направлений усилились реалистическое начало, интерес к современной жизни. Ряд художников обратился к традициям народного искусства. В 20-х гг. в процессе осознания противоречивости буржуазного строя появились социальнокритические тенденции, сформировалось так называемое социальное искусство (живопись, скульптура, графика). Творчество художников, стремившихся к созданию пролетарского искусства, иногда отличалось противоречивостью художественных установок. В период наступления фашизма в антифашистском строю объединились художники различных направлений. Боевой антифашистский характер приобрела политическая графика. Антифашистское направление в искусстве сохранялось и в период фашистской оккупации 1938-45. Многие художники, принимавшие участие в политической борьбе, гибли в концлагерях.
После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации и установления народной власти получили развитие лучшие традиции национальной демократической культуры. Построены современные промышленные предприятия, гидроэлектростанции, промышленные города, новые, рациональные по планировке, благоустроенные жилые районы, школы, больницы, многочисленные общественные здания, спортивные и транспортные сооружения. Осуществлена большая работа по реставрации архитектурных памятников. В изобразительном искусстве конца 40-х начала 50-х гг. большое значение имели национальные реалистические традиции первой половины XX в. Произведения многих художников наполнились новым, социалистическим содержанием. С конца 50-х гг. как реакция на упрощённое понимание социалистического реализма в работах художников проявилось стремление к обновлению художественных средств, формально-пластическим исканиям. Выступление в конце 60-х гг. антисоциалистических элементов нанесло урон художественной культуре Чехословакии. Распространились различные неоавангардистские течения. С начала 70-х гг. ведётся борьба за возрождение демократических традиций национальной культуры, в искусстве наблюдается новый подъём, усиливаются реалистические тенденции. См. также Словакия, Чехия.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)