Художественная энциклопедия - чехия
Связанные словари
Чехия
В середине XIII первой половине XV вв. укрепление феодального государства, подъём городской культуры, мощные религиозные и общественные движения, вылившиеся в гуситские войны, вызвали расцвет искусства готики. Строгая величественность форм, сдержанность нарядного, конструктивно ясного декора характерны для построек XIV в. (восточная часть собора св. Вита, архитекторы Матвей из Арраса и Пётр Парлерж; ратуша района Старе-Место и Карлов мост все в Праге). В XIII-XV вв. в готическом стиле перестраиваются старые и строятся новые города, приобретающие иногда регулярную планировку (район Нове-Место в Праге) и центральная прямоугольная площадь (Ческе-Будеёвице, Чески-Крумлов). Замки XIII-XVI вв., состоявшие из "града" и "предградья", обычно имели донжон, часовню, внутренние дворы с готическими аркадными галереями, парадные помещения с сетчатыми сводами (Кршивоклат, Звиков, Чески-Крумлов, Карлштейн). Во второй половине XV начале XVI вв. в архитектуре нарастает декоративное начало, усложняются узоры сводов (Владиславский зал Королевского дворца в Пражском Граде, архитектор Б. Рид; храм св. Барбары в Кутна-Горе). Базиликальные храмы сменяются зальными. Разделённые на нефы залы приобретают и некоторые ратуши (ратуша в Таборе). В изобразительном искусстве творчески осваиваются итало-византийские, французские и немецкие традиции. В скульптуре строгий канонизм образов сменяется тяготением к лиризму и изяществу изображений (статуи Мастера Михельской мадонны, вторая четверть XIV в.). Для живописи характерны поэтизация бытовых деталей, стремление к жизненной убедительности композиции, сочетание изысканного линейного рисунка с попытками передачи пространства и пластической моделировки форм (Мастер Вышебродского алтаря, середина XIV в.). Реалистические тенденции эпохи готики достигают вершины во второй половине XIV в. (отмеченные яркостью жизненной характеристики, пластически обобщённые скульптурные портреты на трифориях собора св. Вита в Праге, 1374-85, Пётр Парлерж с помощниками; живописные изображения святых для часовни замка Карлштейн, около 1357-67, Мастер Теодорик). Проторенессансные тенденции проявляются в миниатюре (молитвенник Яна из Стршеды, около 1364, и др.). В живописи Мастера Тршебоньского алтаря (четвёртая четверть XIV в.) нарастают драматизм и обострённая духовность образов. С конца XIV в. в скульптуре и живописи распространяется "мягкий стиль", усиливаются светское и декоративное начала. В миниатюре и живописи с начала XV в проявляются демократические и антиклерикальные тенденции (Мастер Райградского алтаря, 1420; миниатюры "Гёттингенского кодекса", 1464). В позднеготическую эпоху выделяется скульптура так называемого Мастера "Оплакивания" из Жебрака, пронизанная графически изощрённым, эмоционально напряжённым линейным ритмом. В XIV-XV вв. переживает расцвет декоративноприкладное искусство (художественное стекло, ювелирное искусство, производство кафельной плитки, мозаика, витраж).
После утверждения господства Габсбургов (1526) в зодчестве распространяется стиль Возрождения, принесённый главным образом итальянскими архитекторами (дворец Бельведер, Шварценбергский дворец в Праге). В духе ренессанса перестраиваются замки, в которых в конце XVI начале XVII вв. появляются аркадные внутренние дворы, лоджии, садовые павильоны, парадные залы с росписями и лепниной (Йиндржихув-Градец, Литомишль). Дома и ратуши украшаются декоративными аттиками, узорными фронтонами, арочными галереями, эркерами, росписями сграффито (в Таборе, Тельче, Кутна-Горе). Ренессансные тенденции в живописи проявились наиболее ярко в творчестве Мастера Литомержицкого алтаря (алтарь костёла в городе Литомержиц, начало XVI в.; росписи в капелле св. Вацлава в соборе св. Вита в Праге, 1506-08), родственном искусству дунайской школы, а также в миниатюре ("Чешский канционал", 1587). Острыми социально-критическими нотами проникнуты миниатюры "Йенского кодекса" (начало XVI в.). Развивались и чисто светские жанры декоративное убранство из стука, росписи сграффито, надгробия с упрощёнными портретными изображениями, медальерное искусство. На рубеже XVI-XVII вв. Прага была одним из последних центров европейского маньеризма. При королевском дворе в Праге работали крупные итальянские, нидерландские, немецкие мастера (Ханс фон Ахен, А. де Врио, Б. Спрангер и др.).
Со второй четверти XVII в. в архитектуре распространился стиль барокко, своеобразно преломлявший формы итальянского, французского и австрийского зодчества: отмеченные монументальностью, композиционной гибкостью, великолепием декора дворцы (Чернинский, Вальдштейнский, Кинских в Праге) и церкви, однонефные или центрические, с величественными куполами и башнями, пластически гибкие по формам (храмы св. Микулаша на Мала-Стране и св. Игнатия в Праге), живописные дворцово-парковые комплексы (Михновский, Лобковицкий в районе Мала-Страна в Праге). Для изобразительного искусства эпохи барокко (XVII-XVIII вв.) свойственны реалистические и демократические черты, постепенное формирование национальной школы (портреты и алтарные композиции К. Шкреты, П. Брандля, пейзажи и стенные росписи В. В. Рейнера, портреты Я. Купецкого, гравюры В. Голлара, натюрморты Я. Р. Биса и др.). В скульптуре выделялись декоративные статуи и группы Ф. М. Брокофа и М. Б. Брауна, отмеченные влиянием Л. Бернини. В середине XVIII в. появились веяния рококо и классицизма (скульптура И. Ф. Платцера, живопись Н. Грунда). В XVII-XVIII вв. высокого уровня достигли художественное стекло, ювелирное искусство, резьба по камню, обработка металла, ткачество.
В конце XVIII начале XIX вв. (период так называемого Чешского возрождения) в искусство проникли национально-освободительные идеи. В архитектуре с середины XIX в. утвердилось направление "национальной романтики" со свойственными ему тенденциями эклектизма. Парадной монументальностью и богатством убранства отличаются постройки в духе неоренессанса и необарокко в Праге (Национальный театр, архитектор И. Зитек; Национальный музей). в конце XIX начале XX вв. для стиля "модерн" были характерны поиски национального своеобразия и тенденции рационализма (постройки архитектора Я. Котеры в Градец-Кралове и Простеёве). Своеобразным переходом к архитектуре функционализма явились в 1910-х гг. постройки архитектора И. Гочара и других в духе так называемого чешского кубизма. На развитие изобразительного искусства оказало влияние основание "Патриотического общества друзей искусства" (1796) и АХ в Праге (1799). В первой половине XIX в. классицизм и романтизм сосуществовали наряду с реалистическими тенденциями. Важную роль играла пейзажная живопись, для которой свойственно поэтическое истолкование мотивов родной природы (А. Манес, А. Косарек). Изысканной лёгкостью манеры выделялись жанровые сцены и натюрморты И. Навратиля. В период Революции 1848-49 главное значение приобрела тема народа, нашедшая наиболее яркое воплощение в творчестве И. Манеса, отмеченном чертами романтизма (поэтизированные сцены народной жизни, пейзажи, портреты, лирические иллюстрации к народным песням). В произведениях Я. Чермака, не свободных от воздействия академизма, воспевалась освободительная борьба славянских народов. В 1850-60-х гг. демократический реализм был представлен портретами и натюрмортами К. Пуркине. В последней трети XIX в. важную роль играло так называемое поколение Национального театра во главе с живописцем М. Алешем, продолжившим традиции И. Манеса (проникнутые героико-эпическим началом батальные сцены, картины на темы национальной истории и народных легенд, лирические иллюстрации к народным песням). В пейзаже монументально-эпическое, романтическое начало уступило место в 1880-х гг. пленэрным, реалистическим исканиям (Ю. Маржак, А. Хиттусси). Ведущим скульптором Чехии в конце XIX начале XX вв. был И. В. Мысльбек, заложивший основы чешской скульптурной школы XX в. В его многогранном творчестве позднеклассицистические черты и реалистические тенденции сочетались с использованием отдельных достижений современной французской пластики. В искусстве начала XX в. прогрессивное национальное направление складывалось в борьбе с декадентскими тенденциями. В живописи национальные реалистические традиции сочетались с приёмами импрессионизма и постимпрессионизма (поэтические национальные пейзажи А. Славичека и А. Гудечека, сцены крестьянской жизни и портреты Л. Кубы). Социальнокритические тенденции были присущи картинам и офортам К. Мысльбека, карикатурам Ф. Купки. Черты символизма были свойственны картинам и росписям Я. Прейслера. В картинах и гравюрах М. Швабинского символизм и социальнокритические ноты сочетались с ярким жизнеутверждением, декоративностью манеры. Высокого уровня достигла графика, развивавшаяся главным образом в рамках стиля "модерн" (гравюры В. Прейсига, З. Браунеровой, Т. Ф. Шимона, плакаты А. Мухи, А. Хофбауэра, книжное оформление А. Кашпара, И. Лады и др.). В скульптуре на рубеже веков выделялись работы учеников И. В. Мысльбека С. Сухарды, И. Маржатки, Б. Кафки, Я. Штурсы, Л. Шалоуна, отмеченные пластической выразительностью и тенденциями неоклассицизма. Поиски современного стиля в декоративном искусстве характерны для художников Ф. Билека, Мухи, Сухарды. К началу XX в. относятся первые опыты современного синтеза искусств (творческое содружество архитектора Котеры с Прейслером, Сухардой, Штурсой). в конце 1900-10-х гг. обращение к европейскому авангардизму (живопись Б. Кубишты, Э. Филлы, В. Новака и др.) сочеталось с попытками его национального истолкования (живопись и графика В. Шпалы, И. Чапека, Я. Зрзави, Р. Кремлички). Национальным реалистическим традициям следовали живописцы В. Рабас, В. Рада, В. Седлачек и др.
Образование независимого буржуазного государства Чехословакия (1918) способствовало подъёму художественной культуры. В архитектуре 30-х гг. сформировалась национальная школа функционализма. Ведущие архитекторы (Гочар, К. Гонзик, И. Гавличек, И. Крога и др.) поддерживали связи с прогрессивными архитекторами Германии и советский России. Наряду с сооружением общественных зданий началась разработка рациональных принципов городской застройки, типизации строительства (г. Злин, ныне Готвальдов, проект 1925-35). Однако жилищное строительство в этот период было ограниченным. В большей части городов до середины XX в. преобладала средневековая застройка, на окраинах вырастали районы трущоб. Важными событиями были завершение западной части собора св. Вита в Праге (1929), которое велось на основе чертежей и проектов П. Парлержа, и сооружение Национального памятника Освобождения на горе Витков (с 1929). В изобразительном искусстве 20-30-х гг. в условиях идейно-художественной борьбы укрепились реалистические и демократические тенденции. Многие художники-авангардисты стремились к отражению действительности (пейзажи, жанровые сцены Кубишты, Новака, О. Неедлы). В творчестве И. Чапека, Шпалы, Лады усилилось тяготение к фольклорному началу. Сложилось так называемое социальное искусство, правдиво отражавшее жизнь рабочего класса. Работам его представителей (живописцы К. Голан, П. Котик, М. Голи, графики В. Силовский, Я. Рамбоусек, скульпторы К. Котрба, К. Покорни, Я. Лауда, О. Гутфрёйнд) свойственны драматизм, обращение к приёмам экспрессионизма и примитивизма. В работах К. Тейге, Ф. Музики, И. Шимы проявились тенденции конструктивизма и так называемого поэтизма. В период наступления фашизма окрепла антифашистская политическая карикатура (Ф. Бидло, А. Пельц, Чапек). Новое развитие получило социальное искусство. Произведения, утверждающие мужество пролетариата и красоту труда, создавал Покорни. Тема родины получила острое звучание в пейзажах и крестьянских сценах Рабаса, Рады, Б. Дворского. Антифашистская направленность была свойственна и исполненным трагизма композициям на современные темы Филлы, Чапека, В. Сихры, В. Титтельбаха, Музики, прибегавшим к символам и иносказаниям, а порой и сюрреалистической зашифрованности образов. Прогрессивное художественное направление сохранялось и в период фашистской оккупации. Многие художники, принимавшие участие в политической борьбе, гибли в концлагерях.
Освобождение Чехословакии (1945) и победа народно-демократического строя открыли перед искусством широкие перспективы. Достижения чешских архитекторов в типизации и индустриализации строительства получили дальнейшее развитие. С 1948 построены новые жилые районы в Праге, Готвальдове, Горни-Литвинове, Оломоуце и других городах со школами, больницами, спорткомплексами, общественными центрами. Созданы гидростанции на Лабе и Влтаве, выросли новые города (Млада-Болеслав). Для построек середины 50-60-х гг. характерны функциональная ясность плана, рациональная простота форм, тонкое использование выразительности современных материалов (стекла, бетона, алюминия, пластиков). При возведении спортивных и промышленных сооружений применяются оригинальные сборные конструкции (Водный стадион в районе Подоли в Праге, телебашня на горе Ештед близ города Либерец). В 70-х гг. усиливаются поиски пластической выразительности и индивидуального облика зданий (Федеральное собрание в Праге), начинаются работы по реконструкции исторических центров городов (в том числе Вацлавской площади в Праге). В убранстве общественных зданий (здание Чехословацкого телевидения, 1980, и Дворец культуры, 1982, в Праге; универмаг "Дон" в Градец-Кралове, 1983, и др.) всё шире используются традиционные местные материалы стекло, фарфор, керамика, декоративные ткани и т. п. С конца 60-х гг. с помощью СССР в Праге построены линии метрополитена.
После 1945 живописцы Филла, И. Брож, А. Падерлик, Седлачек и другие создают композиции на историко-революционные темы и темы социалистического строительства, многообразные по художественным приёмам, скульпторы В. Маковский, К. Лидицкий, Покорни, И. Вагнер, И. Малеёвский и другие памятники в честь Победы, героям пражского восстания, советский воинам, деятелям чешской истории и культуры. Новый подъём переживает творчество старейших мастеров хранителей прогрессивных национальных художественных традиций (Швабинский, Рабас, Куба, Седлачек, Зрзави, Лада и др.). Получает широкое развитие монументально-декоративное искусство (мозаики Сихры, Швабинского, сграффито А. Забранского, фрески Титтельбаха). Высокого уровня достигает книжная графика и плакат (О. Главса, К. Сволинский, Ц. Боуда, Музика, В. Фиала, А. Стрнадель, З. Скленарж и др.). Выделяются картины на современные темы Брожа, поэтически обобщённые пейзажи Я. Славичека, Ф. Йироудека, Дворского, Я. Сметаны, пронизанные динамичными ритмами пейзажи Я. Груса, жанровые композиции К. Соучека. Жизнь современного города, мир техники воспевают Титтельбах, Ф. Гросс. Переживают расцвет декоративно-прикладное искусство, для которого характерны поиски выразительных современных форм, тонкое использование природных качеств материалов (стекло Я. Брихты, Л. Смрчковой, И. Соукупа, В. Жагоура и других, гобелены и ткани А. Кибаля, А. Фишарека и других, керамика О. Эккерта, В. Тикаля, медали К. Лидицкого, М. Кноблоха, З. Коларжского и др.), театрально-декорационное искусство (Ф. Трестер, И. Свобода).
В работах молодых мастеров в конце 50-60-х гг. обращение к актуальным современным темам сочетается с поисками экспрессивных художественных решений, тяготением к символико-поэтическому истолкованию образов (живопись В. Менчика, К. Грушки, В. Тесаржа, Л. Шинделаржа, графика Л. Чепелака, Я. Шерих, П. Сукдолака и др.). Вместе с тем в творчестве некоторых художников главное значение приобретают формальнопластические искания, распространяются модернистские течения. С 70-х гг. ведётся борьба за возвращение к демократическим и реалистическим национальным традициям, социалистическим идеалам. Памятники, композиции на современные и историко-революционные темы создают скульпторы И. Малеёвский, М. Аксман, Б. Добровольни живописцы и графики Забранский, Соучек, Р. Коларж, Брож и другие.
"Венера". Из Дольни-Вестонице. 27-е тысячелетие до н.э. Моравский музей. Брно.
Матвей из Арраса и Пётр Парлерж. Хор собора св. Вита в Праге. 1344 1399. Вид с восточной стороны.
Мастер Тршебоньского алтаря. "Моление о чаше". Фрагмент алтаря собора св. Ильи в Тршебоне. Около 1380. Национальная галерея. Прага.
М. Б. Браун. "Св. Иуда Тадеаш". Дерево. Около 1712. Национальная галерея. Прага. Фрагмент.
М. Спурни. Больница в г. Зноймо. 1973.
К. Пуркине. "Портрет кузнеца Иеха". 1860. Национальная галерея. Прага.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; Ламач М, Искусство Чехословакии, (перевод с чешского), Прага, 1958; И. Л. Маца, Архитектура Чехословакии, М., 1959; О. А. Швидковский, Градостроительная культура Социалистической Чехословакии, М., 1963; И. И. Поп, Искусство Чехии и Моравии IX начала XVI века, М., 1978; Lehner F. J., Dejiny umeni naroda ceskeho, v. 1-3, Praha, 1903-07; Pavel J., Dejiny umeni v Ceskoslovensku. 2 vyd., Praha, 1978: Pechar J., Urlich P., Programy ceskй architektury, Praha, 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)