(Crna Gora), Социалистическая Республика
Черногория. В составе Югославии. Расположена на юго-западе страны, главным образом на Динарском нагорье и в южной части её Адриатического побережья. На территории Черногории обнаружены неолитическая
керамика, поселения иллирийцев, остатки древнегреческих и римских городов. Традиции античной культуры сохранялись в Черногории в упрощённом виде в период византийского господства (VI в.) и после появления славян (I в. до н. э.). В средневековую эпоху в искусстве Черногории воздействие Италии и Далмации скрещивалось с влиянием Сербии и Византии. В IX-X вв. сооружались скромные однонефные и триконховые церкви, в XII-XIII вв. трёхнефные романские базилики с плоским деревянным потолком, а также однонефные церкви с полуциркульным сводом. Церкви имели глухие стены, двухскатную кровлю, западный
портал и розу над
ним. Во внутренних районах Черногории в XII-XIII вв. сказывалось воздействие школы Рашки (
см. Сербия;
церковь монастыря Морача, 1252). В резьбе по камню и мрамору ощущались отголоски античных традиций. В XIV-XVI вв. в постройках приморских районов отдельные готические детали сочетались с романскими формами. В монументальной живописи XI-XII вв. сказывалось воздействие "Каролингского возрождения". Для миниатюры XIII-XIV вв. характерно сочетание черт романского и готического стилей с византийской иконографией. Фрески церкви в монастыре Морача (1252) близки сербской стенописи. Османское нашествие отрицательно сказалось на культуре Черногории.
Возрождение и барокко проявились лишь в деталях отдельных построек, сохранявших романские и византийские традиции (церковь монастыря Савина близ Херцегнови, XVIII в., архитектор Н. Форетич). Среди живописцев выделялись в XV-XVI вв. Ловро Маринов и Вицко Добричевичи, в XVII-XVIII вв. Дж. Митрофанович, Т. Коколя и др. Живописцы семьи Рафайловичей сочетали поздневизантийские традиции с отдельными барочными приёмами.
После освобождения от Османского ига (1878) в городах появились постройки в духе ампира. В 1870-х гг. сооружается регулярный по планировке город Подгорица (ныне Титоград). в конце XIX начале XX вв. воздвигаются общественные здания в духе эклектизма и в неовизантийском стиле. В жилой архитектуре сохраняются суровые дома из нетёсанного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами. Национальное направление в изобразительном искусстве Черногории формируется во второй половине XIX первой трети XX вв. В 20-30-х гг. живопись Черногории поднимают на высокий уровень работы М. Милуновича и П. Лубарды в духе постимпрессионизма. В скульптуре выделяются произведения Р. Стийовича, отмеченные мягкими обобщёнными формами.
После установления народной власти на руинах г. Подгорица, разрушенного в годы второй мировой войны 1939-45, создаётся новая столица Черногории Титоград, ведётся разработка планов застройки городов, сооружаются современные жилые и общественные здания. На Адриатическом побережье реконструируются старые и сооружаются новые (особенно после землетрясения 1979) благоустроенные города с курортными комплексами. В изобразительном искусстве выделяются национальные пейзажи и натюрморты Милуновича, А. Прийича, исторические композиции Лубарды. В работах молодых живописцев наряду с национальными реалистическими традициями проявляются и тенденции модернизма.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; Mijovic P., Umjetnicko blago Crne Gore, Beograd, 1980; Crna Gora Черногория Montenegro, Titograd, 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)