Художественная энциклопедия - сербия
Связанные словари
Сербия
В архитектуре первой половины XIX в. сохранялись местные традиции жилого строительства (дом княгини Любицы в Белграде). Со второй половины XIX в. получили распространение постройки в духе европейского эклектизма (Народный театр и Старый дворец в Белграде). В начале XX в. появились отдельные постройки в стиле "модерн" и неовизантийском стиле. Выросли национальные архитектурные кадры. В творчестве сербских зодчих этого времени (А. Стефанович, Н. Несторович и др.) сосуществовали тенденции эклектизма и национальной романтики. В изобразительном искусстве в начале XIX в. веяния классицизма проявились в живописи А. Теодоровича, в портретах П. Джурковича, Катарины Иванович и др., отмеченных порой воздействием бидермейера. Выразительная мужественность образов отличает портреты К. Данила. После революции 1848 возникли тенденции романтизма, сочетавшиеся с реалистическими устремлениями (картины на темы национальной истории, национально-освободительной борьбы и портреты Д. Якшича). В конце 1870-х начале 80-х гг. под воздействием революционнодемократического движения начало складываться реалистическое направление, распространилась демократическая жанровая живопись, которой были присущи, однако, черты натурализма и академизма (картины на темы народной жизни У. Предича, П. Йовановича и др.). Реалистические искания проявились наиболее ярко в творчестве Дж. Крстича, работам которого при чертах романтической взволнованности присущи тщательное изучение натуры, пленэрные искания. На рубеже XIX и XX вв. в Сербию проникло влияние импрессионизма (пейзажи К. Миличевича и М. Миловановича). Свободной экспрессивностью манеры, звучностью чистых красок выделялись портреты, пейзажи и образы людей из народа Надежды Петрович.
После образования независимого Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 Югославия) искусство Сербии развивалось противоречиво. Прогрессивным тенденциям в архитектуре препятствовала отсталость строительной техники. Развитие промышленности и рост городов вызвали стихийное разрастание городских трущоб. В период между Первой и Второй мировыми войнами делались попытки регулирования городской застройки (план развития Белграда, 1924), но проблема систематического, рационального городского строительства не была решена. В конце 30-х гг. в архитектуре утвердился функционализм (Д. Брашован, Н. Добрович). В изобразительном искусстве в 1910-20-х гг. сказывалось воздействие кубизма, конструктивизма, фовизма и экспрессионизма, которое сочеталось в работах крупных художников с ощущением материальной красочности и стихийной жизненной. силы природы, поисками национального своеобразия (национальные по мотивам пейзажи и портреты П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича). Интимность, тонкие сочетания блёклых красок были присущи в 30-х гг. произведениям представителей так называемого поэтического реализма (жанровые сцены, пейзажи, интерьеры, портреты И. Табаковича, М. Челебоновича, Н. Гвозаводеновича, использовавших приёмы постимпрессионизма). В условиях обострения социальных противоречий в 30-х гг. возникли тенденции сюрреализма (работы М. Павлович-Барилли). Сторонники социально заострённого искусства объединились в группу "Жизнь" (1934; гравюры и картины Дж. Андреевича-Куна). В скульптуре, получившей развитие с конца XIX в., в 30-х гг. выделялись памятники Т. Росандича, отражавшие воздействие И. Мештровича, портреты ученика Э. А. Бурделя С. Стояновича. В период народно-освободительной борьбы 1941-45 многие прогрессивные художники приняли участие в антифашистском движении, выполнили выразительные зарисовки партизанских будней, сцен из жизни концлагерей (Андреевич-Кун, П. Караматиевич).
После установления народной власти (1945) восстановлены разрушенные оккупантами города и сёла, разработаны планы строительства и реконструкции городов (генеральный план развития Белграда, 1947-50, Н. Добрович и др.), сооружены крупные современные промышленные предприятия. На базе индустриализации получило широкий размах жилищное строительство. Планировка новых жилых комплексов отличается свободой и выразительностью. Башенные дома, отличающиеся ясностью пропорций и отточенностью линий, сочетаются с протяжёнными зданиями, домами ступенчатых очертаний (комплекс Нового Белграда). С конца 60-х гг. усилилось стремление к пластической выразительности, использованию фактурных контрастов необработанных бетона и камня, кирпича с деталями из металла и стекла, полихромными мозаиками (новые районы Белграда, Титово-Ужице, Чачака и др.). Достигнуты успехи в строительстве административных зданий, больниц, гостиниц, учебных заведений из сборных элементов, отличающихся оригинальностью форм и композиции (Союзное исполнительной вече, конец 50-х гг., и Музей современного искусства в Новом Белграде, 1965; Рабочий университет в Нови-Саде, 1965; ансамбль пл. Партизан в Титово-Ужице, и др.). В начале 70-х гг. наметилось стремление к использованию традиций сербской народной архитектуры (Народная библиотека в Белграде, 1973). Достижения в области синтеза искусств нашли отражение в многочисленных мемориальных комплексах в честь павших в годы борьбы с фашизмом, отличающихся органичной связью с ландшафтом, стремлением к символическому звучанию форм (мемориальные ансамбли Б. Богдановича).
События национально-освободительной борьбы, социалистическое строительство отражены в картинах Андреевича-Куна, Челебоновича, Б. Илича, памятниках Стояновича и других. В 50-60-х гг. распространились модернистские течения абстракционизм (С. Челич, Л. Сокич, М. Б. Протич), сюрреализм (Л. Шейка, В. Величкович), оп-арт (А. Томашевич, Л. Возаревич и др.). Выделяются красочные картины Л. Вуяклии, близкие к поэтической сказочности народного творчества, детские образы К. Дивьяк, полные суровой выразительности композиции на темы народно-освободительной борьбы Дж. Бошана, в скульптуре монументы Н. Глида и О. Еврич, станковые работы О. Янчич, декоративно-абстрактные композиции И. Кратохвила, в декоративно-прикладном искусстве керамические панно Табаковича, ковры и панно по эскизам Вуяклии, Конёвича, М. Зорич, керамика в духе народного творчества К. Джорджевича, работы из металла Б. Теофановича и Н. Митрича, и др.
Церковь Успения богородицы в монастыре Студеница. 1183 1196.
Мастер Астрапа. "Вознесение богоматери". Фрески церкви Богородицы Левишской в Призрене. Около 1307. Фрагмент.
Л. Вуяклия. "Композиция". 1956. Музей современного искусства. Белград.
В. Ивкович, С. Ненадович. Аэровокзал в Белграде. 1962.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; Медаковиh Д., Српска уметност у XIX веку, Београд, 1981; См. также лит. при статье Югославия. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)