(1865-1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909); среди учеников П. В.
Кузнецов, Н. Н.
Сапунов, М. С.
Сарьян, К. С.
Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф.
Юон. Большое влияние на Серова оказали
живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (
см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой
Серов. Лучшим произведениям раннего периода ("Девочка с персиками", 1887, "Девушка, освещённая солнцем", 1888, оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры, интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг.
портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрёл новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленные модели Серова артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, все в ГТГ). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (
см. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту ("Дети", 1899, ГРМ; "Мика Морозов", 1901, ГТГ). Серов много работал в различных графических техниках акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, оба в ГТГ; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). В 1890-х начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, ГТГ; "Баба в телеге", 1899, ГРМ). С 1900-х гг. Серов, член объединения "Мир искусства" с момента его возникновения, в своём творчестве всё более сближается со стилистикой "модерна". Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького,
Москва; М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина,
уголь, 1905, оба в ГТГ). Острую, иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в ГРМ).
В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей; будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января.
Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Пётр I", темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, ГРМ). В картинах на мифологические сюжеты ("Одиссей и Навзикая", темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ; "Похищение Европы", темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
Портрет К. А. Обнинской с зайчиком. Пастель. 1904. Третьяковская галерея. Москва.
Портрет И. И. Левитана, (1893).
"Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.
Девочка с персиками
Дети. 1899
Миропомазание императора Николая Александровича
Портрет императора Николая II.
Литература: (И. Н. Пружан), В. А. Серов (Альбом), в. 1-2, М., 1975; И. Э. Грабарь, В. А. Серов, 2 изд., М., 1980; В. А. Леняшин, Портретная живопись В. А. Серова 1900-х гг., Л., 1980; В. А. Серов. Живопись. Графика. Каталог. Сост. Г. Г. Серова, М., 1981; Д. В. Сарабьянов, В. А. Серов. (Альбом), Л., 1982. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)