Художественная энциклопедия - иконопись
Связанные словари
Иконопись
Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии, в том числе с Синайского полуострова, и относятся к VI в. На основе позднеэллинистической традиции погребальных портретов (см. Файюмские портреты) создавались вначале якобы портретные изображения святых, мучеников, а затем и др. персонажей христианских легенд. Несколько позднее в иконописи появились сюжетные композиции, имевшие вначале главным образом символический, а впоследствии (с X-XI вв.) также и повествовательный характер. Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии; самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Исключительная художественная яркость и своеобразие приобрела древнерусская иконопись.
В средние века роль иконописи никогда не сводилась к её ритуальному функционированию: в условных и отвлечённых формах, определённых особенностями средневекового теологического мировоззрения, она отражала эстетический опыт народа, была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика иконописи требовала воплощения "божественного", сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах, призванных, по мысли теологов, передавать некую внутреннюю духовную сущность реального мира. В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения действительности: отсутствовала передача реальных объёмов и трёхмерного пространства, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко "золотом" фоне, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся задаче выявления символического или повествовательного смысла композиции. Главную роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии и цвета, чаще всего локального. В придворно-аристократическом средневековом искусстве, где были сильны традиции античности, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы. Для иконописи местных школ часто более характерными оказывались фольклорные (а иногда и дохристианские) представления, сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность.
Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображений, мастера иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Иконопись привнесла в искусство ряд новых психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Необходимость следовать строгому иконографическому канону (см. Иконография), задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала средневековых иконописцев особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образов.
Целостность эстетических принципов иконописи была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения. С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для искусства нового времени, иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.
Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Русская икона, в его кн.: Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970; его же, Русская иконопись от истоков до начала XVI в., кн. 1-6, М., 1983; М. В. Алпатов, Древнерусская живопись, 3 изд., М., 1984; Onasch К., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)