Поиск в словарях
Искать во всех

Художественная энциклопедия - дагестанская автономная советская социалистическая республика

Дагестанская автономная советская социалистическая республика

Дагестан. В составе РСФСР. Расположена в восточной части Северного Кавказа. На территории Дагестана выявлены поселения эпох энеолита (Гинчи) и бронзы (Верхний Гуниб), близкие современным аулам по террасообразному расположению домов, углублённых в склон горы. Близ г. Избербаш открыто огромное раннесредневековое городище Урцеки с остатками мощных крепостных стен, домов с канализацией, бань, храмов огня и др. К V и VI вв. восходят сырцовые и каменные укрепления грандиозной оборонительной системы "Дагбары" ("Горная стена"; прямоугольные форты и стена длина свыше 40 км, идущая к морю и в горы от крепости Дербента), в архитектуре которой сказалось влияние зодчества сасанидского Ирана. С арабским завоеванием (VII-VIII вв.) и распространением ислама в Южном Дагестане появились мусульманские культовые здания (каменная трехнефная Джума-мечеть в Дербенте, III в., кирпичные своды восстановлены в XIV в.; мечети XI-XIII вв. в селе Калакорейш, Рича и др.). В отдельных христианских (до XV в.) горных селениях строились церкви (в Датуне, конец X начало XI вв.). В средние века сложились характерные для Дагестана аулы, подобные крепостям. Узкие улицы-тоннели и улицы-лестницы, тесно застроенные каменными домами, обступали общественную площадь и Соборную мечеть. В аулах Дагестана много мечетей обычно каменные, прямоугольные в плане, с плоской (реже двускатной) крышей на резных деревянных столбах, с галереей по фасаду, с резьбой по камню и стуку. Возводились отдельные крепости (над аулом или торговым путём), круглые и квадратные каменные башни разного назначения, каменные арочные мосты, акведуки, купольные мавзолеи. В Дербенте сложилась местная архитектурная школа, представленная памятниками XIV-XV вв. и XVII-XVIII вв., близкими архитектурными памятниками Азербайджана. В XIX в., после присоединения Дагестана к России, строились крепости для русских гарнизонов (Бурная), г. Петровск-Порт (ныне Махачкала).

Памятники изобразительного и декоративного искусства Дагестана восходят к эпохам неолита (наскальные изображения, глиняные сосуды), энеолита (расписная и чернолощёная с геометрическим орнаментом керамика) и бронзы (керамика с налепами, металлические подвески, бляхи). Концом 2-го тысячелетия до н. э. датируются наскальные высеченные и нарисованные изображения людей и животных, сцен охоты. О влиянии искусства скифов (вплоть до средневековья) свидетельствуют находки из могильника Бежта. В горных районах найдены литые бронзовые статуэтки, связанные с культом плодородия. Искусство Южного Дагестана в конце 1-го тысячелетия до н. э. испытало влияние культуры Кавказской Албании, в III-V вв. н. э. сасанидского Ирана. К VI-X вв. относятся каменные фигуры барсов и львов (из Дербентской крепости), ажурные бронзовые пряжки (из могильника Бежта), поливная керамика, резные костяные накладки. Местоположение Дагестана на стыке торговых путей из Восточной Европы в Закавказье, Иран и Переднюю Азию обусловило своеобразие его средневекового искусства. Сцены охоты, борьбы, жертвоприношений и др. на каменных плитах и тимпанах и на бронзовых котлах из аула Кубачи, выполненные то в пластическом высоком рельефе, то в плоскостной графической манере, стилистически восходят к переднеазиатским и иранским сасанидским традициям. Широкое развитие получили орнаментальная резьба по камню (Дербент, Кубачи) и дереву, бронзовое литьё, чеканка по меди (Гоцатль), необычайно яркое и многообразное ювелирное искусство (Кубачи), керамика (Балхар, аулы Кала, Испик). В XVI-XVII вв. формируются традиционные узоры: "тутта" (ветка), "махарай" (заросли). В XIX в. складываются новые художественные промыслы (Унцукуль). Во многих районах издавна ткут ковры, плетут циновки, вяжут узорные носки.

В советское время строятся новые города (Каспийск, Избербаш) и рабочие посёлки, реконструируются старые города (Дербент, Махачкала), ведётся обширное строительство жилых и общественных зданий (Дом правительства и драматический театр в Махачкале и др.). Повсеместно развиваются традиционные виды народного и декоративного искусства (мастера А. М. Абдурахманов, И. А. Абдуллаев, Р. А. Алиханов), а также профессиональное изобразительное искусство, начало которому в Дагестане положили живописцы М. А. Джемал, Ю. А. Моллаев, М. Юнусилау, скульптор X. Н. Аскар-Сарыджа. В 1950-80-х гг. активно работают живописцы-станковисты А. И. Августович, В. Н. Горьков, X. М. Курбанов и другие, монументалисты Ш. Шахмарданов, Г. Камбулатов, графики С. М. Салаватов, К. А. Мурзабеков, братья Сунгуровы, А. Н. Шарыпов и др., скульпторы Аскар-Сарыджа, Г. Н. Гейбатов, А. М. Ягудаев и др.; развивается декоративное искусство, сценография. В 1938 основано Дагестанское отделение СА СССР, в 1935 отделение СХ Дагестанской АССР.

Бронзовый литой котел. Кубачи. Кон. 13 14 вв. Эрмитаж. Ленинград.

Цитадель. Нарын-кала в Дербенте. 6 19 вв.

К. А. Мурзабеков. "Базар" (из серии "Дагестан"). Линогравюра. 1964.

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Искусство Дагестана. Альбом, М., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дагестанская автономная советская социалистическая республика
Значение слова дагестанская автономная советская социалистическая республика
Что означает дагестанская автономная советская социалистическая республика
Толкование слова дагестанская автономная советская социалистическая республика
Определение термина дагестанская автономная советская социалистическая республика
dagestanskaya avtonomnaya sovetskaya socialisticheskaya respublika это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):