Художественная энциклопедия - эфиопия
Связанные словари
Эфиопия
После упадка Аксума традиции искусства Эфиопии возродились в XII-XIII вв. в средневековом царстве к востоку от озера Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, деревянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бетэ-Марьям и Бетэ-Толгота в Лалибэле. Появилась фресковая живопись стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Мэдхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бетэ-Марьям), геометрический орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С XIV в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиромесопотамского, армянского искусства в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В XV-XVI вв. Эфиопия возродилась как целостное государство, строились города, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Мэканэ Сылласе в горах Уолло центральное святилище, окружённое деревянной колоннадой). В XVII в. к северу от озера Тана была создана новая столица Гондар (Гондэр). Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния.
В течение многих веков складывались особенности декоративного искусства Эфиопии. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические и византийские традиции. Ювелирные изделия отражают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией.
Во второй половине XIX начале XX вв. строились города (в том числе новая столица Аддис-Абеба), в которых преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища, возводились отдельные здания больниц и школ. В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В XX в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 30-х гг. велись планировочные работы в городах северо-восточной Эфиопии. Строительство развернулось в 50-60-х гг., когда были возведены общественные здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итальянский архитектор А. Медзедими, французский архитектор А. Шомет, эфиопский архитектор М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнический институт в Бахр-Даре, 1969, архитектор А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инженер М. Я. Крейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель "Веби-Шебели" в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется профессиональное эфиопское искусство: живописец и скульптор Афэуорк Тэкле, живописцы Але Фэлегэ Сэлам, Гэбрэ-Крыстос Дэста, Абдэль Рахман Шэриф, скульпторы Таддэсэ Бэлайнэх, Таддэсэ Мамеча изображают народную жизнь, обращаются к древним и народным художественным традициям и к опыту различных европейских течений XIX и XX вв. После революции 1974 строятся посёлки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвященные революционной борьбе народа.
Традиционное народное жилище Эфиопии круглые в плане, плетёные, обмазанные глиной дома ("тукуль") с конической кровлей; прямоугольные дома ("хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на юге также куполообразные хижины. Традиционные народные ремёсла гончарство (разнообразные, часто глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках "шамма", на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетёным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.
Вотивный трон с женской фигурой. Район Мэкэле (провинция Тигре). Камень. 5 4 вв. до н.э.
Монолитная стела в Аксуме. Камень. Около 2 4 вв.
Таддэсэ Мамеча. "Работа". Гипс. 1971. Национальный музей. Аддис-Абеба.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)