или крито-микенское
искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были
остров Крит, материковая
Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров
Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв.
дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой. История эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Египта Древнего, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Расцвет эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7 начале 3-го тысячелетия н. э. (неолит, халколит; раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.). Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 до н. э.; посёлки Кастри на острове Сирое, Кинфос на острове Делос, Даскалейон на острове Керос; посёлок близ Панорма на острове Наксос): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы ящичные и круглые в плане, типа фолосов, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная
керамика с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе "сковороды" со стилизованными изображениями корабля и рыбы). Специфический вид изобразительного искусства Киклад так называемые кикладские идолы мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Для культуры Троады характерны поселения городского типа (Троя I-V, 3000-1800 до н. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением. Самые яркие памятники искусства Троады золотые, редко серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, и архитектоничных форм и плавных силуэтов сосуды из кладов Трои II ("клад Приама") и Полиохни. Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы ("раннеэлладский период") развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде). На Крите большинство открытых памятников "раннеминойского периода" (около 3000/2800 около 2200/2000 до н. э.): жилые многокомнатные дома (село Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (остров Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара). Около XXIII в. до н. э. ведущим центром эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. э.). Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный
стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи "стиля камарес" (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность,
стилизация (раскрашенный стуковый
рельеф "царь-жрец" из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады;
вазопись "дворцового стиля"). Культура, близкая критской, существовала на острове Фера (современное название Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тысячелетия до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика. XVII-XIII вв. до н. э. период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемые циклопические кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях нижний город (место убежища окрестного населения) и
акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах". Лучше других сохранился
дворец в Пилосе. Для XVII-XVI вв. до н. э. характерны "шахтовые гробницы", с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фолоса с ложным сводом и коридором-дромосом ("гробница Атрея" близ Микен, XIV или XIII вв. до н. э.). Изобразительное и декоративноприкладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах "шахтовых гробниц", погребальные маски, некоторые сосуды ("кубок Нестора") из погребений). Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая
композиция с двумя фигурами
львов рельефа Львиных ворот в Микенах).
"Кифарист". Статуэтка с о-ва Керос (Киклады). Мрамор. Около 2000 до н.э. Национальный музей. Афины.
"Богиня со змеями". Статуэтка из святилища дворца в Кносе (Крит). Фаянс. Начало 16 в. до н.э. Музей. Ираклион.
"Маска Агамемнона". Погребальная маска из гробницы V могильного круга А в Микенах. Золото. 16 в. до н.э. Национальный музей. Афины.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; ВИА, т. 1, 2 изд., М., 1970; В. М. Полевой, Искусство Греции, кн. 1 Древний мир, М., 1970; Н. А. Сидорова, Искусство Эгейского мира, М., 1972; Б. Р. Виппер, Искусство Древней Греции, М., 1972; (Г. Соколов), Эгейское искусство. Альбом, (М., 1972); Б. Рутковский, Крит. (Альбом), перевод с польского, Варшава, 1978; Matz F., The art of (Crete and Early Greece. The prelude to Greek art, N. Y., 1962; Orlandini P., L'arte preellenica, Mil., 1973; Demargno P., Naissance de l'art grec, P., 1974; Hood S., The arts in prehistoric Greece, Harmondsworth, 1978; Mer Egйe. Grиce des оles. Exposition. Catalogue. Paris. Musйe du Louvre..., P., 1979. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)