Художественная энциклопедия - финляндия
Связанные словари
Финляндия
С начала XIX в. процесс осознания национальной самостоятельности стал основой для формирования финской художественной школы. В архитектуре и живописи возрождались традиции народного ремесла, деревянной резьбы, монументальной живописи. Развитие архитектуры в первой половине XIX в. было отмечено влиянием классицизма русского (архитектурные ансамбли центра Хельсинки, архитектор К. Л. Энгель) и шведского, представлявшего более камерный вариант стиля (Трапский дворец в Турку). К концу XIX в. господствовавший с середины века эклектизм вытесняется архитектурой национального романтизма, представители которого (Г. Гезеллиус, А. Линдгрен, Элиель Сааринен, Л. Сонк), опираясь на финский фольклор, скандинавскую мифологию, традиции средневекового зодчества, стремились к созданию специфической национальной архитектуры, обращённой к истокам финского искусства (Центральный вокзал в Хельсинки). Реакцией на несколько произвольную живописность национального романтизма и развивавшегося одновременно финского варианта стиля "модерн" (постройки архитекторов город Нюстрёма, С. Линдквиста) стал возврат к регулярным архитектурным решениям в духе неоклассицизма (здание Национального парламента в Хельсинки, архитектор И. Сирен). Свобода пространственной композиции, тесная связь с ландшафтом свойственны произведениям финского функционализма 20-30-х гг. (санаторий в Патио близ Турку, 1929-33, архитектор А. Далго). В основу широко развернувшегося после Второй мировой войны 1939-45 жилого и общественного строительства были положены разработанные ещё в 1910-х гг. идеи Сааринена, подразумевающие децентрализацию городской структуры, активное взаимодействие архитектуры с природной средой ("город-лес" Отаниеми, генеральный план 1952, архитектор Аалто). В современной архитектуре Финляндии сосуществуют различные тенденции. Выразительность архитектурных форм, функциональная целесообразность, умелое использование фактуры и конструктивных возможностей новых и традиционных (кирпич, гранит, дерево, медь) строительных материалов, слитность построек с природной средой выделяют произведения архитекторов Аалто (Дворец "Финляндия" в Хельсинки), В. Г. Ревелля, А. Эрви, К. и X. Сирен, Р. Пиетиля. Молодые архитекторы, представляющие так называемую архитектуру систем (А. Русувуори, Б. Лундстен и др.), обращаются к строгим формам застройки.
Формирование в первой половине XIX в. национальной школы изобразительного искусства, предтечами которой были жанрист А. Лауреус и портретист город Финберг, предопределило интерес финских живописцев к национальной истории и народной жизни (творчество Р. Экмана, названного "отцом финского искусства"), родной природе (драматически-эмоциональные пейзажи В. Холмберга, эпические полотна В. Вестерхолма, наивно-идиллические произведения братьев фон Вригт). Народно-демократические тенденции финской культуры с наибольшей полнотой раскрылись в 1880-1900-х гг. в творчестве автора празднично-ярких картин на темы народной жизни А. Эдельфельта, тяготевшего к монументально-эпическому решению народной темы П. Халонена, мастера классически завершённых по композиции жанровых картин Э. Ярнефельта. Тенденции национального романтизма, "модерна", символизма переплетались в творчестве крупнейшего финского живописца и графика этого периода А. Галлен-Каллела. Финская скульптура второй половины XIX начала XX вв. представлена произведениями работавшего в Финляндии шведа К. Шёстранда, классициста В. Рунеберга, автора монументальных памятников Э. Викстрёма, обратившегося к традициям народной деревянной пластики Э. Халонена. Богатство пластических решений присуще работам В. Аалтонена. Финская живопись XX в. развивается в процессе взаимодействия национальных традиций и основных направлений современного буржуазного искусства. Рядом с модернистскими течениями реалистическое искусство сохраняет прочные позиции, творчески развивая традиции национальной художественной школы (живопись В. Вионои, М. Коллина, А. Канервы, Н. Хюттинена, графика В. Асколы, Т. Тапиовары, скульптура Э. Кайносто, Э. Хилтунен и др.). Финский дизайн, благодаря ориентации на потребности быта современного человека, стремлению к конструктивности и простоте решений, занял одно из ведущих мест в мире. Финские дизайнеры (Т. Вирккола, Э. Арно, И. Тапиовара, архитектор А. Аалто) тонко используют естественные свойства и природные формы материала.
А. Галлен-Каллела. "Мать Лемминкяйнена". 1897. Атенеум. Хельсинки.
Церковь в Холлоле. 15 в.
В. Аалтонен. Памятник "Дружба" в Турку. Бронза. 1952.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; ВИИ, т. 2 (книга 1), т. 6 (книга 1), М., 1960-65; ВИА, т. 4, 7, 10, 11, Л.-М., 1966-73; А. В. Иконников, Новая архитектура Финляндии, (М., 1972); Racz I., Peltola L. Suomen taidetta 1940-1975, Helsinki, 1977. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)