Художественная энциклопедия - глиптика
Связанные словари
Глиптика
Древнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в 4-м тысячелетии до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции (на жанровые, мифические темы). Многочисленные произведения древневосточной глиптики (начало 3-го 1-е тысячелетие до н. э.) отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Шумер, Элам, Аккад, Вавилония, Ассирия). С традициями глиптики Древнего Двуречья связаны геммы Урарту (IX-VII вв. до н. э.) и ахеменидского Ирана (VI-V вв. до н. э.). Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей. Геммы Крита (3-2-е тысячелетия до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Высокого расцвета достигло искусство глиптики в Древней Греции и Древнем Риме. Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабея. В геммах архаической Греции (VI начало V вв. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и обобщённостью форм. В V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античной глиптики, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией (печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. до н. э.). В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная глиптика ("камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э., ГЭ). С падением эллинистических центров мастера глиптики устремились в Рим. Крупнейшими мастерами древнеримской глиптики были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями (гемма "Увенчание Августа", конец I в. до н. э., Музей истории искусств, Вена).
В средние века глиптика развивалась главным образом на Востоке. Глиптике Византии, сохраняющей в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. В Западной Европе искусство глиптики вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников (мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др.). В XVI в. появилось стремление к декоративной пышности, формы гемм усложнились (мастера Алессандро и Антонио Маснаго). Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма (XVIII начало XIX вв.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии семейство Пихлеров, в Германии Л. Наттер, во Франции Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В XIX в. глиптика как вид искусства пришла в упадок.
"Камея Гонзага" с изображанием Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои. 3 в. до н. э. Александрия. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: М. И. Максимова, Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII-XIX вв., Л., 1926; А. Я. Борисов, В. Г. Луконин, Сасанидские геммы, Л., 1963; Ю. О. Каган, Выставка западноевропейской глиптики XIII-XVII вв., Л., 1969; О. Я. Неверов, Геммы античного мира, М., 1983; Vollenweider М. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kьnstler in spдtrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)