Художественная энциклопедия - матисс анри эмиль бенуа
Связанные словари
Матисс анри эмиль бенуа
Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941; и др.). В 40-х гг. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа Матисса оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе близ Ниццы (1948-53). Матисс принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир. Яркое жизнеутверждающее творчество Матисса занимает важное место в гуманистической культуре XX в. В музеях Москвы и Ленинграда одно из лучших в мире собраний его произведений.
А. Матисс. "Натюрморт с голубой скатертью". 1909. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: Матисс. Сб. статей о творчестве, (пер. с франц. и нем.), М., 1956; М. В. Алпатов, Матисс, М., 1969; Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. (Каталог произведений в музеях СССР), Л., 1969; М. В. Зубова, Графика Матисса, М., 1977; Р. Эсколье, Матисс, пер. с франц., Л., 1979; H. Matisse. Exposition du centenaire, Catalogue, P., 1970; Jacobus J., H. Matisse, L., 1973; Gowing L., Matisse, N. Y.-Toronto, 1979. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)