Художественная энциклопедия - матисс
Связанные словари
Матисс
(matisse) Анри (1869, Ле-Като, Пикардия – 1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор. Сын торговца зерном. Учился в Париже в Академии Жулиана (с 1891 г.) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе изящных искусств (1895—99) у Г. Моро; копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Испытал влияние П. Синьяка, П. Гогена, искусства Арабского Востока, а позднее – древнерусской иконописи, художественную ценность которой он оценил одним из первых на Западе.
А. Матисс. «Танец». 1910 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Матисс хотел создать свежее и радостное новое искусство. За картины, выставленные на Осеннем салоне 1905 г. в Париже, отличавшиеся невиданной прежде интенсивностью цвета, Матисс и его друзья получили прозвище «дикие» (фовисты; см. ст. Фовизм). В 1910-х гг. окончательно сформировался стиль художника, остававшийся почти неизменным до конца его жизни. Картины Матисса подобны ярким декоративным коврам. Художник кладёт краски крупными пятнами, обводя их чёткими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объёмов и от передачи глубины пространства. Цвет для него – основное выразительное средство, он словно излучает жизненную энергию, несёт заряд радости и оптимизма.
А. Матисс. «Красная комната». 1908 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
А. Матисс. «Портрет Шарля Бодлера». Офорт. 1930—32 гг.
Одним из первых оценил живопись Матисса русский меценат С. И. Щукин. Для московского дома Щукина художник создал настенные панно «Танец» и «Музыка» (1910). Картины написаны всего тремя основными красками: зелёной – трава, синей – небо и горячей красной – люди. В «Танце» ярко-алые фигуры несущихся в неистовом хороводе людей подобны языкам пламени, устремившимся к небу. Матисс любил писать натюрморты («Красные рыбки», 1912; «Раковина на чёрном мраморе», 1940), свою мастерскую («Розовая мастерская», 1911), а также обнажённую натуру. Превосходный рисовальщик, он несколькими точными и гибкими линиями схватывал позу и мимику модели, форму предмета («Портрет Шарля Бодлера», 1930—32; серия «Художник и модель», 1936; «Женщина с распущенными волосами», 1944, и др.). Матисс делал также эскизы для витражей, ковров, керамических изделий, работал над книжными иллюстрациями и литографиями. В 1947—51 гг. он создал проект внутреннего убранства Капеллы чёток в Вансе.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)